Top.Mail.Ru

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 2)

Как в заключенных договорах может быть урегулирован порядок обмена претензиями с контрагентами? В каких случаях он регулируется законодательством? Как обращаться с досудебными претензиями? Как грамотно реагировать на претензии потребителей ваших товаров, работ, услуг? Как рассчитать срок ответа на них? Что считается запросом дополнительной информации о товаре? Как относиться к документам от обществ защиты прав потребителей? Каковы реальные сроки исполнения запросов антимонопольных органов о рекламе при отсутствии регулирования данного аспекта в законодательстве? Что они могут потребовать? За что организацию могут оштрафовать вплоть до 200 000 рублей? Как составить мотивированное ходатайство о продлении сроков представления документов?
Окончание статьи. Начало в № 01 / 2018
Окончание статьи. Начало в № 01 / 2018

Взаимодействие с контрагентами

Практика показывает, что наиболее активными в переписке контрагентами компании являются ее партнеры по бизнесу. Переписка в рамках заключения и исполнения договоров занимает львиную долю внешнего документооборота компании. При этом необходимо достаточно оперативно распределять такие входящие письма в зависимости от их природы. Прежде всего, вычленять из общей массы относящиеся к претензионным 1, ответы на них требуют особого внимания. Ведь все «написанное пером» может быть использовано в рамках судебного спора. Неудачные текстовые формулировки в таких письмах могут сыграть против вашей компании.

Смысл ответа, стилистика и даже пунктуация при ответе на претензию могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль. В частности, необходимо понимать, что использование «прямых» фраз: «мы признаем свою ответственность», «согласны с наличием долга», «размер текущей задолженности подтвержден первичными документами учета», «имело место нарушение с нашей стороны» по сути предопределяет позицию стороны в предстоящем споре. Даже если такие фразы будут обусловлены предлогами «но», «при этом», «однако», такого «признания» может быть достаточно для судьи, рассматривающего спор!

По срокам ответа входящие письма от контрагентов можно условно разделить на три блока:

1) срок отсутствует;

2) срок определен самими сторонами в договорах, протоколах или иных соглашениях;

3) срок установлен законом.

К первому случаю обычно относятся взаимоотношения с новыми партнерами (на начальной стадии отношений с ними), информационные сообщения, поздравления и т.п.

Ко второму – переписка с компаниями, с которыми уже подписаны договоры либо заключены соглашения о ведении переговоров. Такие документы обычно содержат положения о порядке обмена документами. Наиболее распространенным в этом случае является включение в договор порядка предъявления претензий:

  • от самых простых случаев (Пример 1)
  • через стандартное регулирование (показано в Примере 2)
  • и вплоть до многостраничных регламентов, определяющих не только сроки ответов на запросы, но и их формат, должности лиц, полномочных на подписание тех или иных писем и запросов.

Пример 1. Максимально простой вариант регулирования разногласий в договоре

10.1. Стороны стремятся решать возникшие разногласия путем переговоров и обмена письмами.

Пример 2. Стандартный вариант регулирования разногласий в договоре

10.1. В случае полного или частичного неисполнения или ненадлежащего исполнения любой из Сторон каких-либо из своих обязательств по Договору, другая Сторона направляет письменное уведомление о нарушении с требованием о его устранении. Такое нарушение должно быть устранено в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с даты получения уведомления о нарушении. В случае несогласия с требованием либо если устранение нарушения в указанный срок объективно невозможно, вторая Сторона обязана направить аргументированный ответ в течение 3 (Трех) рабочих дней с момента получения уведомления о нарушении.

10.2. Уведомление и ответ на уведомление считаются полученными Стороной в день его доставки, указанный в расписке о получении, уведомлении о вручении или курьерской квитанции.

Если при направлении курьерской службой по адресу, указанному в настоящем Договоре, оно не вручено Стороне ввиду отсутствия по указанному адресу, оно считается доставленным на 3-й рабочий день с момента его направления.

Если при направлении заказным письмом «Почтой России» по адресу, указанному в настоящем Договоре, уведомление не может быть вручено Стороне ввиду отсутствия по указанному адресу ее представителей, оно считается доставленным в срок, определяемый нормативными сроками доставки корреспонденции, установленными «Почтой России».

Порядок обмена претензиями встречается во всех типах договоров. Однако в отдельных типах договоров может быть предусмотрен еще специализированный документооборот между контрагентами. Например, в рамочных договорах поставки (ст. 429.1 ГК РФ) может быть установлен порядок направления и акцепта заявок на поставки конкретных партий товара. В посреднические договоры (агентирование, поручительство) как правило включается порядок предоставления отчета агента (поверенного) и действия принципала после получения такого отчета (согласие с ним либо направление возражений по существу).

Сроки ответов на письма могут быть различными в разных договорах. Более того, приходилось встречать случаи, когда сроки на различные типы запросов и писем считались по-разному даже в одном договоре. Например, для претензий использовались календарные дни, а для заявок и направления первичных бухгалтерских документов – рабочие. Чтобы не путаться, можно рекомендовать отделу делопроизводства отслеживать заключаемые организацией договоры в части сроков направления корреспонденции. Делать это проще всего на основе электронных таблиц (в программе Excel или ее аналоге). Можно фиксировать наименования контрагентов и типы запросов, которые от них могут поступить, с указанием установленных законом и договором сроков ответа на них. Таблицы могут быть скомпонованы по разным принципам: типам запросов, срокам ответов, контрагентам, типам договоров и т.п. (организация самостоятельно определяет наиболее удобный для себя вариант). На наш взгляд, проще всего типологизировать виды запросов и ответов на них по видам договоров:

Пример 3. Сроки ответов на корреспонденцию в рамках обязательств по заключенным договорам

К третьему блоку сроков, когда срок определяется через требования закона, относится совсем немного типов документов.

Прежде всего, это обязательные досудебные претензии – они установлены сравнительно недавно (Федеральный закон от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» вступил в силу 01.07.2016). Раньше обязательный претензионный порядок действовал в исключительных случаях (поименованных в законе) либо если того требовал заключенный договор.

Как это работает? Когда организация считает, что ее права нарушены и собирается обратиться в суд для решения спора, то она не может этого сделать, пока не предпринята попытка урегулировать конфликт миром. Делается это путем направления письменного требования (в котором излагается суть претензий) в адрес «обидчика», далее ответа от него полагается ждать минимум 30 дней (если иное не заложено в договоре, заключенном между этими сторонами). Данное правило касается взыскания денежных средств в рамках гражданско-правовых отношений с контрагентами 2.

В ч. 5 ст. 4 АПК РФ написано, что организации дается 30 календарных дней для ответа на досудебную претензию, и срок начинает течь с даты ее направления! Она определяется по штемпелю почтового отделения, принявшего корреспонденцию для ее отправления адресату. Впрочем, так же как и с требованиями работников о возмещении материального ущерба, этот срок «мягкий», т.е. молчание в пределах данного срока воспринимается как отрицательный ответ на предъявленные требования.

Фрагмент документа

Часть 5 статьи 4 «Право на обращение в арбитражный суд» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором...

Кроме того, есть особые случаи, когда договоры заключены со специальными субъектами, порядок взаимодействия с которыми установлен законом. Впрочем, большинство организаций взаимодействуют с такими субъектами (например, грузоперевозчиками), потому направляют им претензии, что обычно находится в компетенции юридического отдела. А делопроизводственный отдел организации – специального субъекта, получая их, обычно знает специфику своей деятельности, в т.ч. установленные сроки ответов на такие претензии.

Таблица 1. Примеры сроков для направления претензий грузоперевозчикам и ответов на них в законодательстве

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Письмо-претензия: правила эффективной коммуникации

Как автору письма-претензии избежать речевой агрессии при описании проблемы? Сначала разберем примеры нарушения правил делового общения, которые встречаются в служебных письмах и электронных сообщениях. Потом дадим рекомендации, как вести претензионную переписку с возможностью сохранить хорошие отношения с деловым партнером, а главное – чтобы добиться от него разрешения конфликтной ситуации в нужную вам сторону и «сохранить лицо». В статье дано множество примеров отдельных формулировок и целых писем-претензий и ответов на них (с согласием и с отказом удовлетворить предъявленные требования) – они выручат вас при составлении подобных документов.

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Обязательный претензионный порядок

Какой обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд, установлен в законодательстве, и как его можно прописать в договоре? Что будет в приоритете? В каких спорах его обязательно соблюдать, а кто может проигнорировать? Сколько ждать до обращения в суд? Вместо направления письма с претензией могут быть предусмотрены иные варианты урегулирования разногласий (например, с участием посредников). Как подтвердить их совершение? Что должно содержать письмо-претензия? Может ли предъявленный потом в суде иск отличаться от претензии по своим требованиям в сторону ужесточения? Или придется опять затевать досудебную 30-дневную процедуру? Отправить претензию можно курьером, через «Почту России» с описью вложений или по электронным каналам связи. Как при каждом из этих вариантов доказать время и содержание отправления? На какой адрес направлять? Даем конкретные ответы, примеры оформления и алгоритмы действий для различных ситуаций на основе устоявшейся судебной практики. Пользуйтесь готовыми решениями!

Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан

Какой срок хранения предписан обращениям граждан и журналам их регистрации в новом Перечне 2019 г.? На какие еще документы его стоит распространить? Какие документы лучше формировать в одно дело с обращениями?

Письмо-претензия: правила эффективной коммуникации

Как автору письма-претензии избежать речевой агрессии при описании проблемы? Сначала разберем примеры нарушения правил делового общения, которые встречаются в служебных письмах и электронных сообщениях. Потом дадим рекомендации, как вести претензионную переписку с возможностью сохранить хорошие отношения с деловым партнером, а главное – чтобы добиться от него разрешения конфликтной ситуации в нужную вам сторону и «сохранить лицо». В статье дано множество примеров отдельных формулировок и целых писем-претензий и ответов на них (с согласием и с отказом удовлетворить предъявленные требования) – они выручат вас при составлении подобных документов.

Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан

Какой срок хранения предписан обращениям граждан и журналам их регистрации в новом Перечне 2019 г.? На какие еще документы его стоит распространить? Какие документы лучше формировать в одно дело с обращениями?

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Обязательный претензионный порядок

Какой обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд, установлен в законодательстве, и как его можно прописать в договоре? Что будет в приоритете? В каких спорах его обязательно соблюдать, а кто может проигнорировать? Сколько ждать до обращения в суд? Вместо направления письма с претензией могут быть предусмотрены иные варианты урегулирования разногласий (например, с участием посредников). Как подтвердить их совершение? Что должно содержать письмо-претензия? Может ли предъявленный потом в суде иск отличаться от претензии по своим требованиям в сторону ужесточения? Или придется опять затевать досудебную 30-дневную процедуру? Отправить претензию можно курьером, через «Почту России» с описью вложений или по электронным каналам связи. Как при каждом из этих вариантов доказать время и содержание отправления? На какой адрес направлять? Даем конкретные ответы, примеры оформления и алгоритмы действий для различных ситуаций на основе устоявшейся судебной практики. Пользуйтесь готовыми решениями!