Top.Mail.Ru
Какой обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд, установлен в законодательстве, и как его можно прописать в договоре? Что будет в приоритете? В каких спорах его обязательно соблюдать, а кто может проигнорировать? Сколько ждать до обращения в суд? Вместо направления письма с претензией могут быть предусмотрены иные варианты урегулирования разногласий (например, с участием посредников). Как подтвердить их совершение? Что должно содержать письмо-претензия? Может ли предъявленный потом в суде иск отличаться от претензии по своим требованиям в сторону ужесточения? Или придется опять затевать досудебную 30-дневную процедуру? Отправить претензию можно курьером, через «Почту России» с описью вложений или по электронным каналам связи. Как при каждом из этих вариантов доказать время и содержание отправления? На какой адрес направлять? Даем конкретные ответы, примеры оформления и алгоритмы действий для различных ситуаций на основе устоявшейся судебной практики. Пользуйтесь готовыми решениями!

С 2016 года 1 в практику вернулось требование об обязательном обмене претензиями между организациями до обращения в суд. За прошедшее с этого момента время успела сформироваться единая система требований к порядку оформления претензий и взаимодействию между сторонами. Нарушение этих негласных требований и правил может привести к достаточно неприятным последствиям, вплоть до утраты возможности отстаивать свои интересы в суде. Рассмотрим подробнее, о чем идет речь.

Претензионный порядок рассмотрения спора, по своей сути, не что иное, как требование до привлечения суда обязательно попытаться разрешить свои разногласия переговорами.

В России требование к ведению обязательного досудебного обмена претензиями существовало с 1992 2 по 1995 3 г. и снова вернулось в 2016 г. В перерыве закон сохранял обязательный претензионный порядок для отдельных категорий споров, а также давал возможность сторонам самостоятельно определить, необходим ли он им.

Наличие обязательного досудебного порядка в учебниках обосновывается обычно через идею о необходимости процессуальной экономии. Разработчики законопроекта в пояснительной записке сформулировали это так: «претензионный порядок или иной досудебный порядок, имеющий своей целью урегулирование спора, является действенным средством повышения качества работы судебной системы, требует минимальных и организационных затрат от участников спора, способствует укреплению экономических связей, содействует становлению и развитию партнерских деловых отношений, способствует формированию обычаев и этики делового оборота и снижению конфликтности в обществе в целом» 4. С одной стороны, с таким подходом сложно не согласиться. Любое судебное дело в интересах правосудия должно быть рассмотрено в минимальный срок и с минимальными издержками. Причем, когда говорим об издержках, имеются в виду не только расходы сторон, но и расходы государства на обеспечение правосудия. Обязательный претензионный порядок призван экономить госбюджет. С другой стороны, насколько хорошо данная процедура решает поставленные задачи, вопрос достаточно спорный. Реальной статистики по количеству споров, разрешенных благодаря отправленной претензии, не существует. Посчитать, какой процент из споров, оказавшихся в суде, теоретически мог быть разрешен в ходе переговоров, также невозможно. Единственное, что можно сказать достоверно, общее количество судебных споров введение обязательного претензионного порядка не уменьшило.

Отметим, что в обычной деловой практике редкий договор не содержал или сейчас не содержит упоминания о переговорах и претензионном порядке. Да и в суд компания очень редко идет, не попытавшись получить исполнение от контрагента более быстрым и дешевым способом. Формализация и стандартизация в этой сфере вряд ли привели к принципиальным изменениями.

Суть обязательного претензионного порядка

Будущий истец по судебному спору (инициатор разбирательств) обязан предпринять действия, направленные на разрешение дела миром. С этой целью он должен письменно изложить и направить своему оппоненту претензии и требования. Поскольку лишать истца защиты при уклонении ответчика от переговоров было бы несправедливо, для доказательства достаточно подтвердить факт направления претензии второй стороне.

Приведем для наглядности редакцию ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), которая была до последнего «включения» обязательного претензионного порядка (т.е. до 01.07.2016) и действует сейчас:

Таблица 1. Как в законодательстве описан обязательный претензионный порядок

Редакция ч. 5 ст.4 АПК РФ, действовавшая до 01.07.2016 Редакция ч. 5 ст.4 АПК РФ, действующая сейчас (с 12.07.2017)
5. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка «5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом5 или договором.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам… 6

Таким образом, существует 2 типа обязательного претензионного порядка:

  • установленный законом и
  • установленный соглашением сторон.

Преимущество при этом у «договорного» порядка. Стороны могут самостоятельно определять сроки, порядок и процедуру досудебного урегулирования спора, изменяя установленные АПК РФ. При этом претензионный порядок, определенный иными законодательными актами, может ограничивать договорные возможности сторон (см., например, главу VIII Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).

Если специальных законодательных актов нет и стороны договора также ничего не установили, то АПК РФ требует практически по всем категориям хозяйственных споров за 30 дней до направления в суд иска обратиться с требованиями к своему оппоненту. Срок, на наш взгляд, достаточно велик, но в принципе оправдан.

При введении данного положения законодатель исходил из необходимости обмена письменными претензиями. Соответственно, в 30-дневный срок заложены сроки доставки почтовой корреспонденции в обе стороны (включая теоретическое время, чтобы определиться с ответом и доставить его).

Обратите внимание на исключения! Можно не писать претензии по делам:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, факта отсутствия на земельном участке объектов незавершенного строительства или мелиоративного оборудования);
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по корпоративным спорам (даже когда речь идет о денежных компенсациях, например в деле № А40-196668/22 Арбитражный суд г. Москвы указал, что при взыскании не выплаченных членских взносов в ассоциацию юридических лиц претензия не требуется 7);
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • приказного производства;
  • связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (оспаривание решений арбитражных судов);
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

От соблюдения претензионного порядка в большинстве случаев освобождены 8 прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы по искам в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, если иное не установлено специальным законом, без соблюдения обязательной процедуры досудебного урегулирования подаются...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Письмо-претензия: правила эффективной коммуникации

Как автору письма-претензии избежать речевой агрессии при описании проблемы? Сначала разберем примеры нарушения правил делового общения, которые встречаются в служебных письмах и электронных сообщениях. Потом дадим рекомендации, как вести претензионную переписку с возможностью сохранить хорошие отношения с деловым партнером, а главное – чтобы добиться от него разрешения конфликтной ситуации в нужную вам сторону и «сохранить лицо». В статье дано множество примеров отдельных формулировок и целых писем-претензий и ответов на них (с согласием и с отказом удовлетворить предъявленные требования) – они выручат вас при составлении подобных документов.

Как на практике вычислять сроки в трудовых отношениях

Показываем на примерах, как исчислять периоды, указанные в часах, днях, неделях, годах. Что делать, если первичный расчет выдает дату выходного или праздничного дня. Есть моменты, когда даже суды по-разному трактуют применение озвученных в ТК РФ правил – предупредим, как лучше «подстелить соломки» в этих спорных ситуациях. Все это поможет вовремя выдать работнику запрошенные им документы, подать объяснительную записку, утвердить график отпусков, уведомить о приближающемся отпуске, выплатить отпускные, разобраться с датой начала работы, испытательным сроком, датой увольнения при срочном трудовом договоре и издания приказа об этом, до какой даты придется отработать после подачи заявления об увольнении по собственному желанию и др.

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Проверяем иностранного контрагента

Как самостоятельно можно собрать информацию об иностранном контрагенте: какие публичные и частные реестры и базы данных в Интернете для этого можно использовать, какие корпоративные документы стоит запросить у партнера, когда потребуется их легализация и как она может быть оформлена. Но можно и заказать за плату сбор информации и ее представление в виде готовой бизнес-справки о контрагенте в ТПП России и у других экспертов.

Письмо-претензия: правила эффективной коммуникации

Как автору письма-претензии избежать речевой агрессии при описании проблемы? Сначала разберем примеры нарушения правил делового общения, которые встречаются в служебных письмах и электронных сообщениях. Потом дадим рекомендации, как вести претензионную переписку с возможностью сохранить хорошие отношения с деловым партнером, а главное – чтобы добиться от него разрешения конфликтной ситуации в нужную вам сторону и «сохранить лицо». В статье дано множество примеров отдельных формулировок и целых писем-претензий и ответов на них (с согласием и с отказом удовлетворить предъявленные требования) – они выручат вас при составлении подобных документов.

Исчисление сроков исполнения документов по правилам делопроизводства

Детально рассматриваем сроки регистрации и исполнения документов по правилам, установленным для государственных и муниципальных органов, а также для госорганизаций. Сравниваем их между собой и с правилами, зафиксированными в ГК РФ. Иллюстрируем на примере с календарем. Объясняем реальную границу свободы выбора для «обычных» негосударственных организаций: какие правила не для них, а что в любом случае соблюдать придется. Отмечаем расхождения в правилах для госорганов и их отдельной категории – федеральных органов исполнительной власти.

Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»

Подробно описан опыт Отделения ПФР по Тверской области по внедрению сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»: как заключить договор, что и кому придется делать, кому можно направить документы электронно через этот сервис. Как определить видовой состав и объемы пересылаемых электронно документов (простыми и заказными отправлениями), как на основе этих данных рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить. Как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите. Как лучше внедрять новый проект постепенно (чтобы не рисковать).

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 1)

Далеко не все входящие документы организация вольна исполнять в удобный для себя срок. Дело в том, что для некоторых из них срок исполнения, возможность его продления и наказание за его нарушение установлены на законодательном уровне. В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы разобрались с официальными запросами / требованиями налоговых органов, силовых ведомств (полиции, Следственного комитета, прокуратуры), работников и Гострудинспекции.