Top.Mail.Ru

Если в структуре организации существуют обособленные подразделения, имеющие счета в банке и круглую печать, то как определиться со сроками хранения приказов их начальников?

Вопрос
Если в структуре организации существуют обособленные структурные подразделения, т.е. подразделения, осуществляющие часть функций предприятия на территории г. Москвы (по административным округам), имеющие счета в банке и круглую печать, то как определиться со сроками хранения приказов начальников этих обособленных структурных подразделений? Могут ли они быть ­отнесены к документам постоянного хранения?
Отвечает

Теоретически и формально, конечно, могут, поскольку ст. 19 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558)1 устанавливает сроки ­хранения следующих категорий приказов и распоряжений:

  • по основной деятельности – пост., ст. 19 а) (с примечанием 1);
  • по административно-хозяйственным вопросам – 5 л., ст. 19 в);
  • по личному составу – 75 л., ст. 19 б) (с примечанием 2).

Но практически срок хранения определяется конкретно по результатам экспертизы ценности документов, образующихся в деятельности организации и ее подразделений. Сроки хранения интересующих вас документов (как и любых иных) зависят от основных критериев экспертизы ценности (критерии происхождения и содержания документа):

  • организационно-правовая форма (территориально обособленные подразделения могут не являться и, как правило, не являются юридическими лицами), значимость, роль и место этих подразделений в деятельности всей организации, каковы цели их создания (ведь, например, реализация стандартных функций / услуг и инновационное управление проектом завоевания нового сегмента рынка – это разные вещи);
  • система делегирования полномочий (какая часть уставных функций головной организации выполняется ими, что закреплено в положениях об этих подразделениях как их собственные функции, насколько самостоятельными они являются и в каких вопросах, каковы полномочия руководителя, какую распорядительную деятельность и по каким направлениям и функциям территориально обособленного подразделения он имеет право осуществлять и т.п. – все это фиксируется в положении о ­подразделении);
  • конкретные формулировки полномочий, которые включены в доверенность руководителя территориально обособленного подразделения и его заместителей. При делегировании права издавать приказы, как правило, в генеральной доверенности руководителя данного подразделения перечисляются конкретные вопросы, например, право устанавливать индивидуальные тарифы и скидки клиентам, но в пределах установленных головной организацией лимитов и процентов.

В процессе анализа документов, на основании которых действует территориально обособленное подразделение, и при полистном просмотре приказов, изданных руководителем конкретного подразделения, вполне может оказаться, что инициативных приказов по основной деятельности и приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников руководитель не издавал из-за отсутствия полномочий. Приказы издавались исключительно во исполнение решений и распорядительных документов головной организации и лишь конкретизировали порядок их реализации, не изменяя формулировку и сути, например, уточняя дату начала и ответственного за исполнение или контроль, фамилии сотрудников-исполнителей и т.п.

Практика показывает, что если за территориально обособленными подразделениями закрепляются одинаковые и достаточно усеченные функции (они создаются как «организационный инструмент» территориального продвижения головной организации), то приказы руководителей таких подразделений по основным критериям экспертизы ценности документов очень часто возможно отнести не к основной деятельности, а к административно-организационной или административно-хозяйственной (срок хранения – 5 л., ст. 19 в)).

Поэтому экспертизу ценности документов (и не только приказов) территориально обособленных подразделений необходимо проводить с обязательным участием:

  • заместителя руководителя организации, который отвечает за организацию работы, координацию и развитие данных подразделений, или
  • очень квалифицированного специалиста головной организации, «курирующего» территориальные подразделения.

Подготовленные мотивированные профессиональные суждения о значимости документов обособленных подразделений для деятельности всей организации и о сроках их хранения передаются на рассмотрение экспертной комиссии организации, решение которой должно быть закреплено в протоколе заседания. И это будут конкретные и утвержденные сроки хранения приказов руководителей территориально обособленных подразделений, которые установила и которых будет придерживаться конкретно ваша организация по результатам экспертизы их ценности.

Сноски 1

  1. Далее по тексту – ПТУД. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Как в дочернем обществе ввести в действие ЛНА головной организации

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Как писать адрес в реквизите "адресат"?

В ГОСТе Р 7.0.97–2016 нет примера расположения почтового адреса в реквизите «Адресат» при направлении письма в организацию. Указывается только, что в состав реквизита может входить почтовый адрес. Где конкретно он располагается, устанавливает организация-автор документа? Какая схема правильная: — название организации – должность и Ф.И.О. адресата – почтовый адрес или — название организации – ее почтовый адрес – ниже должность и Ф.И.О. лица, которому адресовано письмо?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?