Обязательным документом любой организации является учетная политика целей налогообложения. Какова структура этого документа? Что в нем должно быть отражено? Можно ли включать положения «на будущее» или «на всякий случай»? Каков порядок его утверждения? Когда в учетную политику вносятся дополнения, а когда – изменения? Автор предлагает проверить, все ли изменения были учтены при составлении УП на 2015 год.
Изменения в учетную политику вносят практически все организации, и связано это, в первую очередь, с изменениями в законодательстве. Например, в прошлом году налоговое законодательство менялось более 40 раз. Однако надо четко понимать, какие изменения требуют отражения в учетной политике, а какие – нет. Разберемся в этом.
Обязательным документом любой организации является учетная политика, которая составляется для целей бухгалтерского и налогового учета. Сегодня ясно прослеживается тенденция на максимальное сближение отдельных положений двух учетных политик организации с целью прежде всего оптимизации механизма налогообложения и ведения бухгалтерского учета. Однако несмотря на то что в бухгалтерской и налоговой учетных политиках могут быть отражены одни и те же положения, организация должна иметь два документа – учетную политику в целях бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения.
Определение учетной политики в целях налогообложения представлено в ст. 11 НК РФ. Так, учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Таким образом, из самого определения вытекает вывод, что налоговая учетная политика является обязательным документом организации. Кроме того, на это указывают и многочисленные положения НК РФ, например, по НДС – п. 4 ст. 170 НК РФ, по налогу на прибыль – п. 8 ст. 254, п. 1 ст. 259 НК РФ.
Более того, учетная политика организации является обязательной и для ее обособленных подразделений.
По сути, налоговую учетную политику можно рассматривать как «охранную грамоту» организации, т.к. именно в ней закрепляются методы учета, которые наиболее выгодны конкретной организации.
Структура учетной политики
Какова же должна быть структура учетной политики (УП)? Каждая организация определяет структуру УП самостоятельно. В НК РФ нет закрепленных и четко установленных требований к структуре и содержанию УП. Однако очевидно, что в УП должны найти отражение выбранные организацией положения, которые на законодательном уровне предоставляют налогоплательщику право выбора тех или иных способов и методов налогового учета и либо прямо указывают на обязательность их отражения в УП, либо не содержат прямого указания на необходимость закрепления выбора в УП.
Кроме того, в УП могут быть отражены самостоятельно разработанные организацией способы и методы налогового учета, если в отношении каких-либо хозяйственных операций или объектов НК РФ они не установлены и такое право делегировано налогоплательщику.
В УП в целях налогообложения не отражаются порядок исчисления налогов, который нельзя изменить с помощью учетной политики, а также способ учета, который налогоплательщик обязан применять. Кроме того, финансовое ведомство (письмо Минфина России от 01.04.2013 № 03-03-06/2/10401) не рекомендует указывать в учетной политике положения «на будущее» или «на всякий случай», т.е. те способы, методы учета и факты хозяйственной деятельности, которые не будут использоваться или применяться, т.к. в противном случае это может привести к искажению данных учета или невыполнению организацией своих обязательств.
Подобный случай может возникнуть, если в УП предусмотрено создание резервов. Но на практике создание резервов не осуществляется. Тогда, к примеру, нельзя будет учесть в текущих налоговых расходах затраты на выплату отпускных в силу того, что резерв на оплату отпусков, предусмотренный учетной политикой, не создается.
Аналогичная ситуация может возникнуть и по другим затратам. Все это приведет к искусственному увеличению доходов организации и большему налогу на прибыль. А в том случае, если в расходах такие затраты будут учтены, возможно доначисление налога со стороны контролирующих органов (т.к. расходы не будут признаны...