10 мая 2011 г. Минфин России в письме № 03-02-08/54 разъяснил вопрос, связанный c предоставлением рассрочки по уплате налогов, пеней и штрафов. Исходя из сложившейся практики, автор разъясняет, кто принимает решение о предоставлении отсрочки (рассрочки), что является основанием для предоставления рассрочки, как написать заявление о ее предоставлении и другие вопросы.
10 мая 2011 г. Минфин России в письме № 03-02-08/54 разъяснил очередной вопрос, связанный c предоставлением рассрочки по уплате налогов, пеней и штрафов. Вопрос, заданный чиновникам, касался определения порядка погашения налоговой задолженности, а также уплаты пеней и штрафов предпринимателем, у которого отсутствуют денежные средства и имущество, на которое можно было бы наложить взыскание по исполнительным документам.
Заявитель интересовался, имеет ли право индивидуальный предприниматель получить рассрочку по уплате ряда налогов, а также пеней и штрафов в следующем порядке: с мая 2011 г. по май 2012 г. – по 4000 руб. ежемесячно; с мая 2012 г. до полного погашения – 15 000 руб. ежемесячно. В запросе также указывалось, что общая сумма задолженности превышает полмиллиона рублей.
В письме говорится, что порядок и условия предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате налогов установлены гл. 9 Налогового кодекса РФ. При этом НК РФ не предусматривает предоставление рассрочки (отсрочки) по уплате налогов на срок, превышающий три года. Обратили внимание заявителя и на то, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) в рассматриваемых случаях вправе принимать только уполномоченные органы.
Кто принимает решение о предоставлении рассрочки (отсрочки)
Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, определены в ст. 63 НК РФ.
Вспомним содержание данной нормы. В частности, ФНС России (за отдельными исключениями) может представить рассрочку (отсрочку) по уплате федеральных налогов. Если бюджетным законодательством предусмотрено, что такие налоги или сборы подлежат зачислению в т.ч. в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов1 изменяются в части сумм, подлежащих зачислению в указанные бюджеты по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также соответствующих пеней и штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица (абз. 3 п. 15 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@, далее – Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами).
По региональным и местным налогам отсрочку (рассрочку) в большинстве случаев предоставляют налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Причем в последнем случае решения принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, заинтересованному лицу следует обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы.
Разрешение на отсрочку (рассрочку) оплаты государственной пошлины дают органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина.
Если региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений ИФНС по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации – по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации; в местные бюджеты – по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.
Рассрочка (отсрочка) по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ). При этом по федеральным налогам, которые не подлежат зачислению в федеральный бюджет, например, по налогу на доходы физических лиц, Правительство РФ не уполномочено принимать решения о предоставлении рассрочки (отсрочки).
Основания для предоставления рассрочки (отсрочки)
Перечень оснований, а также порядок предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате налогов предусмотрен в ст. 64 НК РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Изменение срока его уплаты представляется на срок, не превышающий один год, соответственно, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Специальный порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от одного года до трех лет предусматривает, что отсрочка (рассрочка) предоставляется по решению Правительства РФ. Еще одно изъятие из общего правила: отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок до пяти лет предоставляется в исключительных случаях2 и только по решению министра финансов Российской Федерации....