Поскольку организация размещает в журнале рекламу услуг и товаров, реализуемых ею, а не рекламу самого журнала, часть расходов, связанных с выпуском журнала, следует выделить и признать расходами на рекламу ваших товаров и услуг. Эту часть можно определить пропорционально доле, занимаемой саморекламой в общем объеме издания.
Для обособленного отражения в бухгалтерском учете выручки и расходов по разным видам коммерческой деятельности используются субсчета соответствующих счетов: 90 «Продажи», 44 «Расходы на продажу» и другие.
По нашему мнению, от размещения на страницах собственного журнала саморекламы дохода не возникает.
В рассматриваемой ситуации можно говорить об осуществлении организацией нескольких видов предпринимательской деятельности: реализация товаров и услуг, издание журнала, а также оказание рекламных услуг сторонним организациям по размещению рекламы на страницах издаваемого журнала.
Если выручка организации от реализации по каждому из видов деятельности составляет 5 и более процентов от общей суммы выручки организации, то такие доходы показываются в отчете о прибылях и убытках по каждому виду в отдельности (п. 18.1 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99). В этом случае в отчете показывается соответствующая каждому виду часть расходов. Причем согласно п. 21 и 21.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.
Таким образом, если выручка от реализации товаров и услуг составляет более 5% от суммы доходов, ваша организация должна обособленно отражать в бухгалтерском учете расходы по данному виду деятельности, в том числе и коммерческие.
Поскольку организация выпускает журнал не только с целью получения доходов от его реализации и оказания рекламных услуг сторонним организациям, но и в целях осуществления собственной рекламы оказываемых услуг и реализуемых товаров, расходы, связанные с изданием журнала, необходимо распределить между деятельностью по изданию журнала, оказанию рекламных услуг и деятельностью по реализации рекламируемых товаров и услуг. Часть расходов, связанных с выпуском и распространением журнала, следует признать расходами на рекламу товаров и услуг. Эту часть можно определить пропорционально доле, занимаемой саморекламой в общем объеме издания. Например, если доля рекламы товаров и услуг, реализуемых вашей организацией, в общем объеме журнала составляет 3%, то 3% от себестоимости журнала входят в состав коммерческих расходов, относящихся к деятельности по реализации рекламируемых товаров и услуг.
Рекламные расходы относятся к коммерческим и могут признаваться в себестоимости проданных товаров и услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 7 и 9 ПБУ 10/99). Их учет осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Для обособленного отражения в бухгалтерском учете выручки и расходов по разным видам коммерческой деятельности используются субсчета соответствующих счетов (счета 90 «Продажи», 44 «Расходы на продажу» и другие).
В бухгалтерском учете такие расходы можно отразить следующими проводками:
-
Дебет 44 «Расходы на продажу» субсчет «Расходы по реализации товаров и услуг» Кредит 20 «Основное производство» – отражены расходы на размещение собственной рекламы в журнале;
-
Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 20 «Основное производство» – отражена себестоимость готового тиража.
В вашем случае организация не получает какое-либо имущество (имущественные права) или рекламные услуги безвозмездно от третьих лиц. Более того, организация несет расходы на публикацию журнала (собственной рекламы), а возможно, даже упускает выгоду, «занимая» рекламное место, на котором могла быть размещена сторонняя реклама. Поэтому, по нашему мнению, от размещения на страницах собственного журнала саморекламы экономической выгоды, т.е. дохода, не возникает.