Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в рамках проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика налоговый орган не вправе требовать у этого налогоплательщика предоставления указанной в вопросе информации, касающейся контрагентов. Вместе с тем такая информация может быть истребована у налогоплательщика на основании ст. 93.1 НК РФ. Однако однозначно оценить последствия отказа организации от предоставления запрашиваемой налоговым органом информации в рамках этой консультации не представляется возможным.
Обоснование вывода
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы наряду с документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, вправе требовать также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Указанному праву налоговых органов корреспондирует предусмотренная подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ.
Для ряда случаев налоговым законодательством предусмотрено право налоговых органов требовать от налогоплательщика представления не только документов, но и пояснений (информации) по вопросам исчисления налогов и сборов (см., например, подп. 4 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 88, ст. 93.1 НК РФ).
Применительно к процедуре проведения выездной налоговой проверки налоговым законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщика обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Положения ст. 93 НК РФ не предоставляют налоговому органу права требовать у налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, представления пояснений о деятельности контрагентов либо отсутствующих у налогоплательщика документов. В связи с этим, по нашему мнению, требование налогового органа в части представления в рамках выездной налоговой проверки пояснений и информации, поименованных в вопросе, не может быть реализовано в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ.
В то же время согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Кроме того, в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ документы (информация) относительно конкретных сделок могут истребоваться должностным лицом налогового органа и вне рамок проведения налоговых проверок (см. также п. 8.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@). Наконец, соответствующая информация может быть получена налоговым органом и другими предусмотренными НК РФ способами, в частности путем привлечения свидетелей (ст. 90 НК РФ). Полагаем, что при оценке правомерности отказа налогоплательщика от предоставления налоговому органу указанной в вопросе информации должно учитываться в первую очередь то обстоятельство, обладает ли налогоплательщик соответствующими сведениями.