Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в случае признания запроса котировок несостоявшимся по указанным в вопросе основаниям согласовывать заключение контракта с единственным контрагентом (лицом, подавшим единственную заявку) заказчику не требуется.
Обоснование вывода
Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определяет порядок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в том числе при признании несостоявшимся запроса котировок в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ.
Формулировка п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» (далее – Закон № 140-ФЗ), предполагала необходимость согласования с контрольным органом в сфере закупок возможности заключения контракта с единственным контрагентом, в том числе и в случае, если основанием для заключения такого контракта являлись ч. 1 и 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 140-ФЗ с 4 июня 2014 г. (даты вступления в силу этого закона) исключена необходимость согласовывать заключение контракта с единственным контрагентом в случае признания несостоявшимся запроса котировок, для участия в котором подана только одна заявка.
Как видим, в настоящее время требование о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом распространяется только на случаи признания несостоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса и запроса предложений. В связи с признанием несостоявшимся запроса котировок согласовывать возможность заключения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 1 и 3 ст. 79 Закона № 44-ФЗ, с контрольным органом не требуется. Подтверждают этот вывод и разъяснения контролирующих органов (письма Минэкономразвития России и ФАС России от 20.01.2015 № 658-ЕЕ/Д28и, № АЦ/1587/15, Минэкономразвития России от 29.01.2015 № Д28и-198, от 28.01.2015 № Д28и-137 и от 26.01.2015 № Д28и-41).
В заключение отметим, что если положения утратившего силу Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утв. приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537), после вступления в силу Закона № 140-ФЗ не были приведены в соответствие с новой редакцией п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 3 и 7 этого документа), то ныне действующий Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утв. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189), в этой части соответствует положениям Закона. В частности, п. 4 этого документа упоминает лишь такие способы определения контрагента, как конкурс, повторный конкурс и запрос предложений, но не запрос котировок.