На основании ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:
- подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 16.10.2009 № Д23-3410).
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии – документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома (письма Минфина от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65, от 11.05.2010 № 03-05-05-02/34).
При этом в письме Минфина России от 27.03.2007 № 03-05-06-02/28 говорится, что если межевание и кадастровый учет земельного участка не проведены (это фактически означает, что данный земельный участок не сформирован и не может рассматриваться как объект гражданских прав), отсутствует кадастровая стоимость участка, то исчислить и оплачивать земельный налог не представляется возможным.
Таким образом, объект обложения земельным налогом возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. Данная правовая позиция нашла отражение в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54.
В свою очередь в письме Минфина РФ от 13.12.2011 № 03-05-06-02/123 отмечается, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, относится к компетенции Минэкономразвития России.
Следует иметь в виду, что в письме УФНС по Московской области от 06.07.2011 № 19-21/35699@ «О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога (в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами)» разъясняется в отличие от общего порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, – для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления уполномоченными публичными органами формирования данного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный участок не требуется, что вытекает из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П, а также подтверждается в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64.
Полагаем, что обязанность по исчислению земельного налога возникает с момента возникновения права собственности на соответствующую долю земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и в котором располагается нежилое помещение, принадлежащее ИП на праве собственности, вынесено решение суда, согласно которому межевание земель проведено с нарушением закона. Таким образом, по данному земельному участку не определены границы, то есть он не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. Следовательно, в данном случае ИП не признается плательщиком земельного налога. Основания для представления налогоплательщиком заявления об отсрочке уплаты земельного налога отсутствуют.