В продолжении статьи будут описаны методы контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами. Кроме того, рассмотрены вопросы, касающиеся новых мер ответственности, которые введены за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате применения заниженных цен в сделках, а также за непредставление уведомления о контролируемой сделке или отражение в нем недостоверных сведений.
В продолжении темы о порядке контроля налоговыми органами сделок между взаимозависимыми лицами будут рассмотрены методы, с помощью которых инспекторы станут проверять цены контролируемых сделок на соответствие рыночным ценам. Еще один немаловажный момент – новые меры ответственности, связанные с контролем цен для целей налогообложения, которые вступят в силу с 1 января 2012 года.
При проведении налогового контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами налоговая инспекция может использовать следующие методы (способы):
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
При этом первый из перечисленных способов – основной (за исключением случая, когда приоритетным является второй метод, о котором будет сказано ниже). Это значит, что инспекторы могут применить остальные только в случае, когда способ сопоставимых цен применить нельзя или на его основе невозможно сделать достоверный вывод о соответствии цен сделки рыночным. Такая ситуация возможна, например, когда товар уникален и сопоставить его цену ни с чем не получится.
Метод сопоставимых рыночных цен
Данный способ используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии – однородные) товары (работы, услуги). При этом сопоставимыми можно считать не только сделки на свободном рынке, но и соглашения между проверяемой компанией с невзаимозависимым лицом.
Если общедоступная информация о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) отсутствует, то метод сопоставимых рыночных цен не используется (п. 4 ст. 105.7 НК РФ).
В основе рассматриваемого метода определения соответствия цены товаров (работ, услуг) рыночной цене лежит сопоставление цены, примененной в сделке, с интервалом рыночных цен (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Последний определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки. Таким образом, цена сделки считается рыночной, если находится в пределах интервала рыночных цен (п. 7 ст. 105.7 НК РФ).
ЗАО «Актив» и ООО «Пассив» являются взаимозависимыми лицами: доля их участия друг в друге составляет более 25% (подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Обе компании – плательщики налога на прибыль.
ЗАО «Актив» производит стальные кружки и реализует их только одному покупателю – ООО «Пассив» по цене 100 руб./шт. За год было реализовано 1000 кружек на общую сумму 100 000 руб. (1000 шт. × 100 руб.). ЗАО «Актив» уплатило в бюджет налог на прибыль в сумме 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%). Для упрощения примера обложение операции НДС не рассматривается.
Налоговая инспекция проверила соответствие цен по сделкам между этими компаниями рыночным ценам. Поскольку с другими контрагентами ЗАО «Актив» аналогичных сделок не совершало, инспекторы изучили данные о ценах на идентичные кружки у других производителей и установили, что у них цена колеблется от 200 до 250 руб./шт.
По итогам проверки ЗАО «Актив» был доначислен налог на прибыль в сумме 20 000 руб. (исходя из стоимости 1 кружки в 200 руб.). и начислены пени. Также компания была оштрафована по п. 3 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на 8000 руб. (40% от неуплаченной суммы).
Метод цены последующей реализации
По этому методу рыночная цена товара...