• Журнал «Юридический справочник руководителя» февраль 2009
  • Рубрика Взаимоотношения с государственными органами

Фирменный переезд: как зарегистрировать новый адрес

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 17691 просмотр
Достаточно часто организации при смене адреса забывают официально перерегистрировать изменения. Между тем данное ­нарушение привлечет к компании особое внимание налоговой инспекции.


Достаточно часто организации при смене адреса забывают официально провести перерегистрацию изменений. Между тем данное нарушение влечет для компании неприятные последствия.

Справка
Свернуть Показать

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутст­вия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Вместе с тем отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией общества при внесении изменений в его учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). В свою очередь государственная регистрация юридических лиц относится к исключительной компетенции Федеральной налоговой службы (п. 1 Положения о ФНС, утвержденного постановлением Правительства от 30.09.2004 г. № 506).

Чем грозит путаница в адресах

Бытует мнение, что общество в течение трех дней с момента изменения адреса (местонахождения) постоянно действующего исполнительного органа обязано сообщить об этом факте в налоговые органы, а невыполнение этого требования может грозить предупреждением либо наложением административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Однако установленный пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ трехдневный срок представления сведений не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы1. Поэтому никаких сроков для представления сведений о смене юридического адреса не существует, так как она связана с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

В то же время чиновники могут уличить фирму в уклонении от постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. В свою очередь нарушение срока подачи заявления о постановке на учет влечет взыскание штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ст. 116 НК РФ). Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе наказывается штрафом в размере от 10 до 20 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности (ст. 117 НК РФ). При этом должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП).

Если инспекторы установят, что общество не находится по юридическому адресу, указанному в учредительных документах, то они вправе обратиться в суд с требованием о ее ликвидации. Чиновники обосновывают это тем, что в соответствии с частью 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными либо грубым нарушением закона. Кроме того, право обращаться к арбитрам с требованием о ликвидации общества, если оно неоднократно либо грубо нарушило нормативно-правовые акты государственной регистрации юридических лиц, предусмотрено п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ. Сразу скажем, что обычно представители судьи в данной ситуации поддерживают налогоплательщиков. Ведь отсутствие общества по указанному в учредительных документах адресу не является грубым нарушением закона и носит устранимый характер.

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

Суд установил, что отсутствие общества по указанному в учредительных документах адресу не является грубым нарушением закона и носит устранимый характер (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.02.2008 г. № Ф03-А73/08-1/197).

Кроме проблем с налоговой, задержка регистрации изменений приведет и к другим неприятным последствиям. Например, до компании не будут доходить письма, прежде всего от тех же налоговиков и иных официальных органов. Следовательно, фирма не сможет выполнить их требования. Кстати, штраф за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, составляет 50 рублей за каждый неполученный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Отсутствие организации по юридическому адресу может навредить и ее клиентам, так как все изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц только с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ). По мнению налоговиков, факт отсутствия контрагентов по адресам, указанным в учредительных документах, является основанием для вывода о фиктивности затрат общества. Правда, и в этой ситуации арбитры все же чаще принимают сторону налогоплательщиков. Дело в том, что вышеуказанное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях компании признаков недобросовестности (определение ВАС от 16.10.2008 г. № 12720/08). Тем не менее настоятельно рекомендуем заблаговременно уведомить контрагентов о новом местонахождении организации.

Порядок регистрации изменений

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган ­представляются следующие документы (ст. 17 Закона № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы ­юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Требования к оформлению документов, используемых при государст­венной регистрации юридических лиц, утверждены постановлением Правительства от 19.06.2002 г. № 439 (далее – Требования). Документы представляются в регистрирующий орган лично либо почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). При отправке документов по почте на конверте рекомендуется сделать пометку «РЕГИСТРАЦИЯ» (п. 3 Требования). В письме ФНС от 28.08.2006 г. № 09-1-03/4151@ чиновники напомнили, что документы для государственной регистрации могут быть представлены в налоговый орган любым физическим лицом (в том числе курьером, третьим лицом).

В день приема документов регистрирующий орган выдает заявителю расписку с указанием перечня документов и даты приема. При поступлении документов по почте расписка высылается регистрирующим органом в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Учтите, что при представлении документов курьерами расписка в их получении также должна быть выслана заявителю (письмо ФНС от 28.08.2006 г. № 09-1-03/4151@).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Далее регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Речь здесь идет о Свидетельстве о внесении записи в Единый государст­венный реестр юридических лиц по форме № Р50003 (п. 5 постановления ­Правительства от 19.06.2002 г. № 439).

Регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме тех, что прописаны в Законе № 129-ФЗ (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Тем не менее регистраторы обычно просят предоставить копию документа, который подтверждает право пользования помещениями, например, договор аренды, свидетельство о праве собственности, гарантийное письмо от собственника и т.д.

Учтите, что отказ в государственной регистрации допускается только в случае непредставления необходимых документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

К сведению
Свернуть Показать

С 1 июля 2009 года список причин отказа в государственной регистрации расширится, сюда войдут следующие случаи (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ):

  • несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
  • выход участников общества с ограниченной ответственностью из орга­ни­за­ции, в результате которого в компании не остается ни одного участника.

Отметим, что действующее законодательство не предусматривает признание судом незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице (определения ВАС от 10.07.2008 г. № 8821/08, от 07.07.2008 г. № 8441/08, от 17.06.2008 г. № 7843/08).

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

Арбитры установили, что фактическое отсутствие общества по указанному в учредительных документах адресу не может служить основанием для признания его регистрации недействительной (постановление ФАС Уральского округа от 11.07.2007 г. № Ф09-5332/2007-С4).

При внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган вносит в государст­венный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в налоговый орган по новому месту нахождения общества (п. 4 ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

К сведению
Свернуть Показать

В соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ неоднократное снятие и постановка на учет в связи с изменением места нахождения или «миграция между налоговыми органами» является одним из критериев оценки рисков, используемых инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

Напоминаем, что законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя общества. И если раньше этот факт приходилось доказывать в судах (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2008 г. № Ф04-5681/2008, Центрального округа от 10.01.2007 г. № А14-7867/06, Восточно-Сибирского округа от 14.06.2007 г. № А33-18496/06-Ф02-3367/07), то не так давно с этим согласились представители финансового ведомства (письмо Минфина от 03.12.2008 г. № 03-01-11/5-159).

Поговорим подробнее о процедуре государственной регистрации ­изменений учредительных документов.

Решение о внесении изменений

Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица – это протокол общего собрания участников общества (см. Пример 1). Если же организация состоит из единственного участника, то должно быть оформлено решение участника.

Пример 1
Свернуть Показать

Заявление о государственной регистрации

Заявление о государственной регистрации изменений (см. Пример 2) заполняется в одном экземпляре (п. 3 Требований). В данном случае речь идет о форме № Р13001 – «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», утвержденной постановлением Правительства от 19.06.2002 г. № 4392.

Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом. При этом заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

При заполнении заявления учтите следующие моменты:

  • документ заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом (п. 2 Требования);
  • если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняются, то в соответствующих графах проставляют прочерк (п. 2 Требования);
  • если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются в регистрирующий орган (п. 1 раздела II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/16@, далее – Методические разъяснения);
  • учредительные документы могут быть представлены в новой ­редакции либо в форме изменений (п. 3 стр. 2 Заявления);
  • подпись Заявителя в пункте 6 страницы 2 Заявления ставится в присутствии нотариуса. Как правило, нотариус проверяет полномочия заявителя (письмо МНС от 20.09.2004 г. № 09-0-10/3733@);
  • в пункте 1.3 страницы 04 Заявления указывают новый адрес (место нахождения) юридического лица.

Заявление представляется в регистрирующий орган в прошитом и пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4 Требования). При этом расписка в получении документов должна оформляться представителем регистрирующего органа. Тем не менее вас могут попросить заполнить ее самостоятельно (графы: заявитель, регистрирующий орган и пункты 1–5).

Пример 2
Свернуть Показать

Уплата государственной пошлины

Государственная пошлина за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, составляет 400 руб. (подп. 1 и подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При оплате госпошлины указывают следующий код бюджетной классификации: 182 108 07010 01 1000 110. Как правило, заявитель обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет. Дело в том, что уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя законодательством не предусмотрена (письмо Минфина от 24.11.2006 г. № 03-06-03-04/97, п. 18 Информационного письма ВАС от 25.05.2005 г. № 91). Правда, позднее арбитры решили, что в некоторых случаях государственная пошлина может быть перечислена и представителем. При этом в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого (Информационное письмо Президиума ВАС от 29.05.2007 г. № 118).

Отметим, что в регистрирующий орган представляют подлинник документа об уплате государственной пошлины (раздел I Методических разъяснений).

Обладателям лицензии

В случае изменения места нахождения юридического лица лицензиат обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указывают новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. При этом само заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее – Закон о лицензировании). Затем лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Само переоформление осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления (п. 2 ст. 11 Закона о лицензировании).

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, придется уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 100 руб. (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 КоАП).


Сноски

Свернуть Показать
  1. Данная позиция высказана в следующих письмах налоговиков: МНС от 14.08.2003 г. № 09-1-02/4040-АВ409 и УФНС по г. Москве от 26.06.2007 г. № 09-10/060223@. Вернуться назад

  2. Для заполнения заявления можно воспользоваться программой подготовки документов, используемых при регистрации юридических лиц, которая выложена на сайте ФНС России www.nalog.ru и ГНИВЦ ФНС России www.gnivc.ru. Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  1 голос

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.