В данной статье речь пойдет о порядке работы с денежной наличностью и ведении кассовых операций. Вы узнаете о порядке проведения банковских проверок, чем грозит отсутствие оборудованной кассы, для кого обязателен лимит расчетов наличными деньгами, что понимается под неоприходованием денежной наличности, как установить лимит остатка средств в кассе предприятия, об ответственности за нецелевое расходование налички, для кого обязательно использование ККТ, распространяются ли кассовые правила на индивидуальных предпринимателей. Также мы рассмотрим, как можно избежать штрафов за совершенные кассовые нарушения.
К работе с денежной наличностью предъявляются определенные требования. При этом несоблюдение порядка ведения кассовых операций грозит значительными штрафами. Поэтому в настоящей статье речь пойдет о том, как соблюсти требования законодательства в сфере работы с наличностью и как избежать ответственности, если вас все же обвинили в кассовом нарушении.
Кассовые штрафы
Ответственность
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета Директоров ЦБ от 22.09.1993 г. № 40 (далее – Порядок № 40).
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа (ст. 15.1 КоАП):
- на должностных лиц – в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб.;
- на юридических лиц – от 40 000 руб. до 50 000 руб.
В данном случае речь идет о следующих нарушениях:
- расчет наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров (п. 39 Порядка № 40).
Далее рассмотрим эти и другие виды кассовых нарушений подробнее.
Банковские проверки
Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 г. № 14-П утверждено Советом директоров Банка России 19.12.1997 г. (далее – Положение № 14-П).
Как правило, обслуживающие банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок направляют в налоговый орган для принятия к компаниям мер административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью (п. 2.14 Положения № 14-П).
В ходе банковской проверки рассматриваются:
- полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка;
- полнота сдачи денег в кассу учреждения банка;
- соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств;
- соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами;
- соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия;
- ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 7 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) и п. 1 Приложения 7 к Положению № 14-П контроль за полнотой оприходования выручки возложен на налоговые органы (письмо УФНС по г. Москве от 01.07.2005 г. № 22-07/46541.2).
Срок давности
Административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ, относятся к нарушениям в сфере финансов. Ведь согласно п. 2 постановления Пленума ВАС от 27.01.2003 г. № 2 административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена в статьях 15.3–15.9 и 15.11 КоАП РФ. При этом в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (по делу, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев), а за нарушение законодательства о налогах и сборах – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Указанный вывод подтверждает письмо УФНС по г. Москве от 23.04.2008 г. № 09-10/039388@.
Теперь рассмотрим, относятся ли нарушения, предусмотренные ст. 15.1 КоАП, к длящимся. Ведь при длящемся административном правонарушении сроки привлечения к ответственности начинают исчисляться не со дня его совершения, а со дня обнаружения правонарушения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Итак, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражено в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Между тем невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением (п. 14 постановления Пленума ВС от 24.03.2005 г. № 5). К примеру, в постановлении Президиума ВАС от 31.01.2006 г. № 10196/05 прозвучало, что при неоприходовании денежной выручки моментом начала и окончания совершения административного правонарушения является день получения выручки и неоприходование ее в кассу.
Выполнение кассовой дисциплины предпринимателями
Все чаще и чаще банки требуют с предпринимателей установления лимита остатка денежных средств в кассе и соблюдения порядка ведения кассовых операций. Между тем специалисты кредитных учреждений не учитывают тот факт, что указанный Порядок № 40 распространяется только на предприятия (п. 44 Порядка), а унифицированные формы учета кассовых операций утверждены для юридических лиц (п. 2 постановления Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88).
Тем не менее специалисты Центрального банка утверждают, что на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие порядка ведения кассовых операций. При этом они приравнивают предпринимателей к юридическим лицам на основании ст. 23 ГК РФ. Указанная точка зрения прозвучала в следующих письмах: Центрального банка от 17.07.2006 г. № 08-17/2540 от 25.03.2009 г. № 27-1-14/3946, от 03.02.2009 г. № 29-1-1-5/684, а также Московского ГТУ ЦБР от 20.02.2009 г. № 26-13-4-12/14232.
Представители Минфина также уверены, что на индивидуальных предпринимателей распространяется Порядок № 40 (письма Минфина от 25.01.2008 г. № 03-11-05/14 и от 06.03.2007 г. № 03-11-05/42, УФНС по г. Москве от 16.01.2007 г. №...