• Журнал «Юридический справочник руководителя» апрель 2010
  • Рубрика Международное право

Кипр уже не оффшор, но регистрировать фирму там по-прежнему выгодно

  • Рейтинг 4.5
  • 0 комментариев
  • 4399 просмотров
Отношение к Кипру неоднозначно. С одной стороны, это бывший оффшор. С другой стороны, существует немало факторов, которые поддерживают в российских бизнесменах интерес к данной юрисдикции. Теплые отношения между правительствами Кипра и России оказывают постоянное влияние на развитие торговли между странами. Проанализируем, как будут развиваться отношения в дальнейшем, каковы бесспорные преимущества Кипра.


Рост популярности Кипра среди российских бизнесменов в качестве инструмента налогового планирования связан с заключением в 1982 году соглашения об избежании двойного налогообложения между Правительствами СССР и Кипра (на смену которого пришло соглашение, заключенное между РФ и Кипром1).
Однако и по сей день, став полноправным членом ЕС, Республика Кипр не теряет былой привлекательности. В качестве иллюстрации к сказанному хотелось бы привести данные статистики за прошлый год. Сумма российских инвестиций в экономику Кипра превысила показатели других стран (Лихтенштейна, Нидерландов, Швейцарии, Великобритании), составив почти 17 млрд долл. США2. Таким образом, прогнозируемый Кипру отток инвестиций ввиду вступления государства в ЕС не подтвердился3.

Регистрация компании на Кипре – это еще и превосходный способ обезопасить собственный бизнес. Республика Кипр признана надежной юрисдикцией с низкими налогами, которая, являясь членом ЕС, освобождена от всех недостатков, свойственных классическим офшорным юрисдикциям.

Сейчас на Кипре для оптимизации налогообложения в России зарегистрированы многие компании, выступающие в роли акционеров российских компаний: такие структуры есть у ОАО «ГМК «Норильский Никель» (владеет 100% Norilsk Nickel (Cyprus) Ltd), ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» (имеет 51% в кипрской компании «Роснефть Шелл Каспиан Венчурс Лимитед»), НК «ЛУКОЙЛ» (LUKOIL Cyprus Ltd, LUKOIL Overseas Cyprus Ltd, K&S Baltic Offshore (Cyprus) Ltd, Bitech (Cyprus) Ltd), ОАО «Вымпелком» (ROL Holdings Ltd, Agama Ltd), банка ВТБ (владеет 100% Russian Commercial Bank (Cyprus) Ltd и I. T. C. Consultants (Cyprus) Ltd)4, «Итеры», «Глобалтранса», КамАЗа, «Тройки Диалог». Через свои кипрские офисы на фондовом рынке работают «Ренессанс Капитал», БКС, «Открытие». Примерно 90 процентов сделок на бирже РТС проходит через оффшоры5.

Ратифицировав Соглашение о членстве 1 мая 2004 года, Республика Кипр стала полноправным членом ЕС. Ряд реформ (в сфере экономического, трудового и налогового законодательства) предшествовал вступлению Кипра в Европейское сообщество. В 2002 г. Парламент Кипра одобрил закон, ликвидирующий оффшорный статус страны. Это было главным условием вступления Кипра в Евросоюз.

Ратифицировав Соглашение о членстве 1 мая 2004 года, Республика Кипр стала полноправным членом ЕС. Ряд реформ (в сфере экономического, трудового и налогового законодательства) предшествовал вступлению Кипра в Европейское сообщество. В 2002 г. Парламент Кипра одобрил закон, ликвидирующий оффшорный статус страны. Это было главным условием вступления Кипра в Евросоюз.

Помимо этого, 1 января 2003 года почти в два раза была увеличена ставка корпоративного налога на прибыль: с 4,5 до 10%. Однако, несмотря на данный факт, ставка налога на прибыль на Кипре продолжает оставаться самой низкой в Европе (10%), что стало причиной внесения республики в «черный список» Минфина РФ в 2007 году. Другой причиной включения Кипра в данный список является отсутствие налога при выплате дивидендов иностранной компании, что позволяет свободно использовать его для построения налоговых схем6.

Разумеется, новость о вступлении Кипра в ЕС не все восприняли с оптимизмом. Если для одних членство в Европейском сообществе (несмотря на мягкие условия перехода7) стало негативным явлением, то для других увеличение налоговой ставки было не столь значимо по сравнению с безоффшорным статусом, который приобретала их международная коммерческая компания (International Business Company).

Таким образом, компания, будучи зарегистрированной в оффшорной зоне, автоматически превращалась в компанию с хорошей репутацией. На практике это означало, что все сделки с кипрскими компаниями равносильны сделкам с любым другим европейским государством. Имиджевая составляющая, изменившаяся в лучшую сторону, и развитая оффшорная инфраструктура (адвокаты, аудиторы, банки) не могли остаться без внимания бизнесменов, желающих минимизировать налоговые расходы внешнеторговых операций.

Современная же тенденция такова, что отношения между Кипром и РФ становятся еще более дружественными и теплыми.

16 апреля 2009 г. министр финансов Кипра Харилаос Ставракис и директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Трунин подписали протокол о внесении изменений в действующее Соглашение «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998 г.8 Изменения направлены на упрощение процедуры обмена информацией между странами.

Не вдаваясь в детали изменений, вносимых настоящим протоколом, мы хотели бы затронуть вопрос, касающийся обмена информацией между двумя государствами.

Изменения, указанные в Протоколе, были продиктованы Модельным соглашением ОЭСР и отражают изменения национального законодательства Кипра, произошедшие в конце 2008 года. В этом году был принят Закон «Об изменениях в Закон «О подтверждениях и сборе налогов» 1978 года, который позволяет Кипру (при определенных условиях и с согласия генерального прокурора Республики Кипр) раскрывать информацию налоговым ведомствам тех стран, с которыми у Кипра существуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Это сделано для того, чтобы придерживаться стандартов ОЭСР, касающихся финансовой транспарентности при обмене информацией по налоговым вопросам. На самом деле данные изменения направлены на некоторую конкретизацию уже существующей статьи Соглашения и не повлекут каких-либо серьезных изменений в сфере конфиденциальности информации.

Протокол не содержит перечня сведений, которыми могут обмениваться компетентные органы соответствующих стран, апеллируя термином «информация, которая может считаться существенной для применения положений Соглашения или для администрирования и применения внутреннего законодательства в отношении налогов любого вида или наименования»9.

Положения протокола ясно констатируют, что профессиональная тайна более не является основанием для отказа в предоставлении информации. Банк либо лицо, действующее в качестве представителя или доверительного управляющего, не может ссылаться более на банковскую или личную тайну при отказе в обмене информацией. Более того, детальные положения национального законодательства обеих стран определяют обстоятельства, при которых профессиональная тайна может быть раскрыта в соответствии с законом. Министр юстиции Кипра теперь имеет полномочие дать санкцию на получение информации вместо существовавшей необходимости получения судебного приказа. Очевидно, что под профессиональную тайну можно подвести все что угодно и не раскрыть информацию.

Обмен информацией будет производиться в отношении налогов любого вида или наименования, взимаемых от имени договаривающихся государств. Информация будет предоставляться только лицам или органам (включая суды и административные органы), которые занимаются начислением или взиманием налогов, принудительным взысканием или уголовным преследованием, принятием решений по возражениям и жалобам в отношении налогов либо надзором за такой деятельностью. Данное положение позволило некоторым кипрским налоговым консультантам сделать вывод о том, что будет запрашиваться только подтверждение идентификации, например, уже известного бенефициара, а не раскрытие всех бенефициаров компании.

Сделать однозначные выводы из этой статьи невозможно, так как ее пункты взаимоисключают друг друга. Процедура выдачи информации оговорена очень многими условиями «если», порой исключающими друг друга. Возможность запроса подобного рода информации существовала и ранее. Вероятно, все будет решаться в конкретном случае в конкретное время. «Веерной» выдачи информации с Кипра не будет, так как это может нарушить коммерческие интересы компании. Как всегда, все будет решать политика10.

В чем же преимущества кипрских компаний перед другими странами с гибкой системой налогообложения (мы не говорим о странах с нулевой ставкой налога)?

Процедура регистрации компаний

Процесс регистрации может быть разбит на несколько этапов: 1) проверка имени; 2) сама регистрация. На практике максимальный срок регистрации компании на Кипре занимает 2 недели (с учетом пересылки документов в Москву и проверки доступности предложенного названия в реестре компаний). Срок регистрации может быть существенно сокращен при использовании так называемых «полочных» компаний (shelf companies). Речь идет о вновь зарегистрированных или, наоборот, винтажных компаниях, имеющих номинальных директоров, секретарей и акционеров, которые в готовом виде хранятся у регистрирующего агента. В данном случае речь идет об 1-2 днях (сроке доставки документов в Москву). Как видим, получить готовую для работы кипрскую компанию можно очень быстро.

Кипрское законодательство не содержит требования об обязательной уплате уставного капитала (в отличие от Голландии, где на момент регистрации как минимум 1/5 уставного капитала (18 000 евро)) компании должна быть оплачена. Относительно недорогое, по сравнению с теми же Нидерландами, обслуживание компаний, в том числе услуг номинального сервиса.

Номинальный сервис

Номинальными в компании, зарегистрированной на Кипре, могут быть как директор, секретарь, так и акционер компании. Для каких целей используется номинальный сервис? Во-первых, при нахождении центра управления компанией по месту регистрации компании снимается вопрос о резидентном статусе компании. Оценить это в полной мере можно при подаче в налоговые органы РФ сертификата налогового резидента (Tax Certificate), что позволяет облагать мировой доход компании непосредственно на Кипре и уменьшать ставку налога у источника в РФ.

Во-вторых, номинальный сервис как легальный инструмент невнесения сведений об истинном владельце (конечном бенефициаре) в открытый реестр компаний позволит защитить бизнес от возможных рейдерских атак. Однако такая информация раскрывается при открытии счета, даже если управляющим по счету заявлено другое лицо по доверенности.

Отношения между реальным бенефициаром и номинальным акционером регулируются посредством трастовой декларации (Declaration of Trust), а отношения с директором, секретарем – на основании договора о предоставлении услуг номинального директора (Agreement of Nominee Service Provision).

Банковская инфраструктура

Чаще всего именно необходимость в открытии счета за рубежом является причиной, по которой регистрируются компании. Кипрские банки в настоящее время наиболее популярны среди россиян и выходцев из СНГ, они активно продвигают свои услуги на российском рынке, адаптируя и подгоняя их под вкусы россиян. Доверие к кипрским компаниям как резидентам ЕС, разветвленная банковская система, возможность открытия счета без личного присутствия в кипрском банке, быстрота открытия счета (в большинстве банков реквизиты счета предоставляются в день обращения клиента) – вот то, что явно привлекает внимание бизнесменов. При этом каждый банк оснащен интернет-доступом, что позволят дистанционно управлять счетом из любой точки мира. Все кипрские банки работают с российской валютой.

В настоящее время информацию о компании, ее бенефициаре можно получить из кипрского банка только через кипрский суд. Для этого правоохранительные органы, например РФ, должны сделать запрос в рамках правовой помощи в прокуратуру Кипра с предъявлением улик и обвинений в адрес конкретной компании или человека. Далее прокуратура, если сочтет предъявленные обвинения и доказательства достаточными, может обратиться в суд. В случае если суд признает правомерность обвинений и запроса со стороны правоохранительных органов другой страны, может потребовать раскрытия информации у банка. Но вся эта процедура достаточно длительная (от полугода) и затратная. Так что далеко не по каждой компании правоохранительные органы будут затевать такое разбирательство11.

Отсутствие валютного контроля

Отсутствие контроля за перемещением через таможенную границу валютных ценностей однозначно способствует привлекательности Кипра для иностранных инвесторов.

Низкая ставка налога на прибыль

Разумеется, у Кипра очень много достоинств, но очевидно бесспорным является именно ставка налога на прибыль (10%). Ставка корпоративного налога на доход предприятий на Кипре является самой низкой в Европе.

Обширная сеть налоговых соглашений, заключенных между Кипром и другим странами, позволяет сэкономить на дивидендах (от 5 до 10%12).

Нет на Кипре налога на проценты, на роялти, налога у источника13, относительно легкая регистрация НДС для целей торговли в рамках европейского сообщества по ставке 15%.

Довольно либерально налоговое законодательство (кипрское правовое законодательство основано на англосаксонском праве). 22 октября 2009 года Парламент Республики Кипр одобрил изменения в Закон о подоходном налоге, в Закон о специальном взносе на оборону, что, безусловно, является еще одним плюсом налогового режима Кипра. Данные изменения вступили в силу с момента утверждения Парламентом и распространили свое действие на отношения с 1 января 2009 года14.

Резюмируя вышесказанное, полагаем, что Кипр, как и прежде, останется одним из главных центров инвестиций в экономику России. Несмотря на то что отношение к Кипру неоднозначное, мнения большинства бизнесменов сходятся в том, что Кипр – это доступно и удобно. Сравнивая его с другими европейским юрисдикциями, мы видим его преимущества не только в налогах, близости к РФ, банковской инфраструктуре, но и в законодательном регулировании деятельности компаний, инкорпорированных на Кипре. Трудно не согласиться, что основные юридические компании, действующие на Кипре, «заточены» под бизнесменов из России и бывших стран СССР. Большинство адвокатов-киприотов хорошо владеют русским языком и готовы выполнить практически любой каприз за ваши деньги.

Изменить сложившиеся с Кипром отношения возможно только выработкой четких механизмов обмена информации, представляющих собой автоматический обмен информацией или же ужесточение санкций за уклонение от налогов с использованием кипрских компаний.


Сноски

Свернуть Показать
  1. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 5 декабря 1998 года. Вернуться назад

  2. Инвестиции из России хранятся на Кипре и в Голландии // http://finance.lbsglobal.com/news/article222FE/default.asp. Вернуться назад

  3. Кипр отказался от российских денег в обмен на членство в Евросоюзе // http://lenta.ru/economy/2002/06/28/offshore/. Вернуться назад

  4. Вислoгузов В. Россия приравняет Кипр к Европе // Газета «Коммерсантъ», № 116 (3933), 08.07.2008. Вернуться назад

  5. Россия исключит Кипр из списка оффшоров // http://lenta.ru/news/2009/04/21/offshore/. Вернуться назад

  6. Зубарева И.Е. Россия «оффшорная»: за или против // Ваш налоговый адвокат. – 2008. – № 10. Вернуться назад

  7. Правительство Кипра сохранило ставку налога в размере 4,5% в течение 3 лет для компаний, зарегистрированных до 2002 г. Вернуться назад

  8. Протокол к соглашению между Правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года» от 16 января 2009 года. Вернуться назад

  9. Ст. 26 Протокола к соглашению между Правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года» от 16 января 2009 года. Вернуться назад

  10. Гладченко А.О. Несколько слов к протоколу Россия – Кипр // Ваш налоговый адвокат. – 2009. – № 6. Вернуться назад

  11. Абрамов И. Банковский счет // Консультант. – 2009. – № 9. Вернуться назад

  12. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам № 23-1-10/4-497@ от 12.02.2004 г. «О применении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года. Вернуться назад

  13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года. Вернуться назад

  14. http://taxpravo.ru/news/taxpravo/article217495912580068242479231248769498.class="b-footnote-comeback" href="#footnote-link-14">Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  4 голоса

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.