При оформлении дубликата трудовой книжки бывшего сотрудника в графе 3 раздела «Сведения о работе» необходимо указать сначала то наименование организации, которое существовало в момент приема сотрудника на работу, далее внести все необходимые записи о приеме, переводах и увольнении, а затем внести запись о переименовании юридического лица. Дополнительно можно выдать работнику справку с подтверждением периода работы и переименования организации.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (п. 66 Трудового кодекса РФ, п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее – Правила).
Выдача дубликата в связи с утратой трудовой книжки работником предусмотрена п. 31 Правил. В соответствии с этой нормой лицо, потерявшее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту последней работы. Сотрудник пишет заявление, в котором излагает просьбу о выдаче дубликата. Не позднее чем через 15 дней после подачи заявления работодатель обязан выдать работнику дубликат трудовой книжки.
Таким образом, независимо от того, когда именно была утрачена трудовая книжка, оформить дубликат трудовой книжки работодатель вправе только после обращения работника.
При оформлении дубликата в соответствии с п. 32 Правил в документ вносятся: сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы сотрудника до поступления на данное предприятие, подтвержденном соответствующими документами, имеющимися в распоряжении работодателя (в том числе представленных сотрудником), сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы ее владельца. При заполнении дубликата трудовой книжки необходимо руководствоваться инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69 (далее – Инструкция).
В подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, личных дел, личных карточек, лицевых счетов работников, ведомостей на выдачу заработной платы и другие подтверждающие наличие трудового стажа документы. Стаж может быть подтвержден удостоверениями, характеристиками, письменными трудовыми договорами и соглашениями с отметками об их исполнении, трудовыми, послужными и формулярными списками, членскими книжками членов кооперативов и иными документами, содержащими сведения о периодах работы. В соответствии с п. 34 Правил при отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа работника принимаются расчетные книжки (с отметками о выплате заработной платы) и членские билеты профсоюзов (с отметками об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии).
Также для установления стажа трудовой деятельности, предшествующей выдаче дубликата, можно использовать сведения, содержащиеся у ПФР: справки о периоде уплаты страховых взносов, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (по форме СЗИ-5, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.06.2016 № 473п) и пр. Представляемые документы должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены оттиском печати.
Порядок оформления дубликата трудовой книжки в ситуации, когда с увольнения сотрудника прошло определённое время, за которое организация по какой-то причине меняла название, будет несколько отличаться от общего случая.
После указания на титульном листе сведений о работнике лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, подписывает указанный лист и проставляет печать организации (при упоминании о её наличии в учредительных документах). На титульном листе проставляется оттиск новой печати организации, так как в рассматриваемом случае организация изменила своё наименование, соответственно, поменялась её печать.
Сначала согласно п. 3.1 Инструкции в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии), которое существовало в момент приема сотрудника на работу – до переименования. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер и далее по порядку вносятся все необходимые записи о приеме, переводах и увольнении. И только после внесения записи об увольнении, но до заверения должностными лицами нужно внести запись о переименовании юридического лица в определенном порядке.
С этой целью в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки отдельной строкой делается запись: «(старое наименование организации – полностью) с такого-то числа переименовано в (новое название организации – полностью)». В качестве основания указываются документы о переименовании – протокол (решение собственников) или приказ по основной деятельности. Графы 1 и 2 при этом остаются пустыми.
Все произведенные записи заверяются подписью работника, подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и новой печатью организации. Дополнительно, как уже указывалось выше, можно выдать работнику справку с подтверждением периода работы и переименования организации.