Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: ООО не обязано размещать сведения о стоимости чистых активов в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Обоснование вывода
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс, в который вносятся сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные сведения, предусмотренные п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ. Из числа перечисленных в п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ сведений, подлежащих опубликованию в Реестре, сведения, указанные в подп. «а» – «и» этого пункта, вносятся в Реестр регистрирующим органом, а не юридическим лицом (абз. 3 п. 8 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Соответственно, иные предусмотренные законом сведения, подлежащие внесению в Реестр, вносятся в него на основании информации, которую обязано предоставить само юридическое лицо, к которому относятся соответствующие сведения. Исключений для обществ с ограниченной ответственностью закон не предусматривает.
Подпунктом «л» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что общество обязано вносить в Реестр в том числе и сведения о стоимости чистых активов. Однако в силу приведенной нормы такая обязанность возникает лишь в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО). Однако Законом об ООО не предусмотрены каких-либо основания внесения в Реестр сведений о стоимости чистых активов общества. Этот федеральный закон устанавливает иные способы обеспечения обществом доступности информации о стоимости его чистых активов, а именно согласно п. 2 ст. 30 Закона об ООО общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов в порядке, установленном п. 4 ст. 50 этого федерального закона. В свою очередь, п. 4 ст. 50 Закона об ООО предусматривает обязанность общества обеспечить доступ к документам, предусмотренным п. 1 и 3 той же статьи, путем предоставления их для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Кроме того, в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (п. 2 ст. 49 Закона об ООО). В состав годового отчета общества входит раздел о состоянии его чистых активов (п. 3 ст. 30 Закона об ООО). Однако Закон об ООО не содержит норм, предусматривающих, что опубликование годовых отчетов осуществляется путем внесения содержащихся в них сведений в Реестр. Не следует такой вывод и из подп. «л» п. 7 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ. Ни Закон об ООО, ни иные федеральные законы не указывают на обстоятельства, при наличии которых общество обязано вносить сведения о стоимости своих чистых активов в Реестр. Поэтому соответствующая обязанность у общества отсутствует.