Top.Mail.Ru

В организации утеряны акты о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) и приказы руководителя об установлении срока полезного использования. Какие риски при проведении налоговой проверки это влечет? Как восстановить приказы текущим периодом?

Вопрос
В организации при проверке документов было обнаружено, что утеряны акты о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) и приказы руководителя об установлении срока полезного использования. В настоящее время в организации новый руководитель. Часть сотрудников, которые подписывали утерянные акты, уже не работают в компании. Основные средства (ОС), документы на которые утеряны, эксплуатируются, на их стоимость начисляется амортизация. Все указанные документы сохранились в электронном виде, без подписей. Каковы риски при налоговой проверке в случае отсутствия данных документов? Каким образом возможно восстановить приказы текущим периодом, чтобы подписать действующим генеральным директором в связи с недоступностью предыдущего? Чью подпись можно поставить в актах о вводе за членов комиссии и материально ответственных лиц?
Отвечает

Последствиями непредставления налоговому органу истребуемых актов о приеме-передаче объекта основных средств и приказов об установлении срока полезного использования, утраченных организацией, могут являться, в частности, следующие:

  • исключение сумм начисленной амортизации из расчета налогооблагаемой прибыли и доначисление налога на прибыль;
  • начисление пени на сумму недоимки;
  • привлечение организации к ответственности на основании ст. 120, 122, 126 НК РФ.

С целью минимизации налоговых рисков организации следует предпринять меры для восстановления утраченной документации, срок хранения которой не истек, в частности – оформить ее дубликаты. В случае невозможности подписания дубликатов теми лицами, которыми подписывались утраченные документы, дубликаты могут быть подписаны действующим руководителем и лицами, которые на данный момент уполномочены подписывать подобные документы. Конкретный порядок организация вправе разработать и утвердить самостоятельно.

Налоговые последствия утраты документов

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики вправе учитывать удовлетворяющие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы в виде суммы начисленной амортизации (п. 2 ст. 252, подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).

Для корректного списания в налоговом учете затрат на приобретение объекта амортизируемого имущества через амортизационный механизм необходимо обладать, в частности, следующей информацией: о месяце ввода его в эксплуатацию и сроке его полезного использования (п. 1 ст. 258, п. 4 ст. 259, п. 2 ст. 259.1, п. 4 ст. 259.2 НК РФ). Данная информация должна иметь документальное подтверждение (ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 05.12.2014 № 03-03-06/1/62458). Так, первичным учетным документом, подтверждающим ввод ОС в эксплуатацию, может выступать унифицированная форма акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1), утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 (п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2013 № Ф01-9270/13).

Срок полезного использования определяется соответствующим внутренним локальным актом налогоплательщика, которым в данном случае выступал приказ руководителя (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 № 09АП-30372/14, ФАС Московского округа от 14.11.2013 № Ф05-13932/13 по делу № А40-10711/2013).

Соответственно, при проверке правильности исчисления организацией Налога в рамках проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать у организации данные документы (подп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 93 НК РФ).

По нашему мнению, отсутствие актов о приеме-передаче объекта основных средств с позиции налоговых органов может свидетельствовать о необоснованном начислении амортизации в налоговом учете в отношении объектов амортизируемого имущества в связи с тем, что они не введены в эксплуатацию.

Таким образом, думаем, последствиями непредставления налоговому органу истребуемых актов о приеме-передаче объекта основных средств и приказов об установлении срока полезного использования могут являться, в частности, следующие:

  • исключение сумм начисленной амортизации из расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций и доначисление налога;
  • начисление пени на сумму недоимки (ст. 75 НК РФ);
  • привлечение организации к ответственности на основании ст. 120, 122, 126 НК РФ.

Кроме того, следует учитывать, что непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. является одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (п. 9 раздела 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Восстановление утраченных документов

Конкретные правила и указания, которыми должна руководствоваться организация в случае утраты первичных учетных документов, на законодательном уровне не установлены. Единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия организации в подобной ситуации, является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.1983 № 105 (далее – Положение), которое применяется в части, не противоречащей законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее (п. 3 информации Минфина России от 11.09.2015 № ПЗ-13/2015).

В соответствии с п. 6.8 Положения в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия.

В аналогичном порядке рекомендовали действовать и специалисты налоговых органов (письмо УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 № 26-12/43411).

Наряду с этим чиновники указывают на необходимость восстановления налогоплательщиком утраченных документов (см., например, письма Минфина России от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 15.08.2013 № АС-4-3/14759@), от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191, от 11.08.2011 № 03-02-07/1-288, письмо УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 № 26-12/43411).

В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемом случае необходимо:

  • руководителю организации – издать приказ о назначении комиссии по расследованию причин пропажи документов по учету основных средств. В состав комиссии, на наш взгляд, могут быть включены, в частности: работники бухгалтерии, отдела кадров, экономического отдела и др.;
  • комиссии – провести расследование причин пропажи документов. По нашему мнению, в процессе расследования причин пропажи документов по учету основных средств целесообразно получить от лиц, ответственных за их сохранность (п. 6.2 и 6.6 Положения), письменные объяснения (докладные записки);
  • комиссии – по результатам расследования составить акт, в котором следует отразить перечень утерянных документов и причины их пропажи, перечень возможных мероприятий, которые необходимо провести для восстановления документов;
  • руководителю организации – утвердить указанный акт (в случае согласия с его содержанием);
  • попытаться восстановить документы.

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации утеряны документы на бумажных носителях, которые оформляла сама организация. Поскольку эти документы создавались автоматизированным способом (с помощью компьютера) и сохранились в электронном виде, организация может их распечатать и оформить дубликаты, то есть повторные экземпляры подлинников утраченных документов (подп. 22 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). Логично предположить, что в дубликатах должны содержаться те же сведения и подписи, что и в подлинниках утраченных документов.

Представляется, что наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет являться повторный сбор подписей всех сотрудников, в том числе уволенных. Если по каким-то причинам собрать все подписи не удастся (сотрудник отказывается повторно подписывать документ, у организации нет связи с уволенными сотрудниками), на наш взгляд, допустимо подписать дубликаты утраченных документов лицам, которые на данный момент являются ответственными за оформление подобных документов. На восстановленных документах целесообразно сделать надпись «Дубликат».

Поскольку нормативно-правовые акты о бухгалтерском учете и налоговое законодательство не устанавливают механизма восстановления утраченных документов и требований к дубликатам таких документов (постановление ФАС Московского округа от 09.02.2009 № КА-А40/80-09), полагаем, что соответствующий порядок организация вправе разработать и утвердить самостоятельно.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сотрудника восстановили на работе. Выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Организация в мае 2017 года сделала следующие бухгалтерские проводки по начислению и выплате выходного пособия: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислено выходное пособие; Дебет 70, Кредит 51 «Расчетный счет» - выплачено выходное пособие. После восстановления сотрудника на работе выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия организации пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

Организация приняла на учет основное средство первой амортизационной группы. Организация в 2017 году использует старую форму налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество? Если должна, то в какие разделы и строки? Должна ли строка 210 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество совпадать с разностью 01 и 02 счетов и со строкой на конец квартала раздела 2?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Договор предусматривает 50 % предоплату. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ? Необходимо ли оформлять два счета-фактуры с указанием суммы в рублях и в иностранной валюте?

Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной (форма ТОРГ-12)ответственными лицами покупателя или достаточно одной подписи?

Покупателю товар доставляется силами поставщика. Приемка товара осуществляется на территории (складах) покупателя ответственными лицами покупателя, которые и подписывают товарную накладную (форма ТОРГ-12). Впоследствии подписанная товарная накладная передается в бухгалтерию. Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной со стороны ­покупателя или достаточно проставления одной подписи?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. ­Облагаются ли штрафы за простой НДС?

В положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?

В положении о премировании организации закреплены следующие положения: 1) премирование - это право работодателя, а не обязанность; 2) текущие премии могут начисляться по усмотрению директора по мотивированному представлению руководителя подразделения (текущее премирование может осуществляться по итогам работы за каждый календарный месяц работы в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей и правил трудовой дисциплины); 3) определен лишь предельный размер текущих премий (до 500 % должностного оклада). То есть в положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?