Не советуем этого делать, хотя представляем себе, по каким причинам мог быть задан подобный вопрос. Нет такого классификационного понятия как «приказы по бухгалтерскому учету», а в организации работы главное – взаимодействие подразделений.
Бухгалтерское делопроизводство и документооборот (специальное делопроизводство) обеспечивает большое количество первичных учетных документов. Но функция ведения бухгалтерского и налогового учета организуется, регламентируется и отражается в приказах как по основной, так и по административно-организационной деятельности. А за приказы как распорядительные документы (правильность оформления проекта и удостоверение, регистрация, трансляция / направление / доведение до исполнителей, срок действия и срок хранения) отвечает служба делопроизводства, обеспечивающая общие функции управления организацией и деятельность руководства.
Приказы, непосредственно относящиеся к деятельности бухгалтерии (например, об утверждении учетной политики организации, плана счетов, о передаче имущества с баланса на баланс, об утверждении итогов инвентаризации основных средств, списании основных средств и т.п.), относятся к приказам по основной деятельности и подписываются руководителем организации. Приказы по основной деятельности образуют самостоятельный регистрируемый документопоток в пределах календарного года и имеют постоянный срок хранения.
Приказы о проведении инвентаризации в конкретные сроки, об утверждении составов инвентаризационных комиссий, о выдаче наличных денежных средств под авансовый отчет и установлении лимитов, об утверждении списка лиц, которым выдаются наличные денежные средства под авансовый отчет, об утверждении лимитов обеспечения санитарно-гигиеническими и моющими средствами, об установлении нормативов командировочных расходов, о лимитах представительских расходов по корпоративным банковским картам, о лимитах расходов на корпоративную мобильную связь, а также об утверждении форм первичных учетных документов, которые применяются в процессе учета бухгалтерских и хозяйственных операций и т.п., относятся к приказам по административно-хозяйственной (административно-организационной) деятельности, образуют свой самостоятельный документопоток и имеют в основном 5-летний срок хранения. В этот же документопоток включаются приказы, относящиеся к зонам ответственности и других подразделений, например, об утверждении правил внутреннего трудового распорядка, графика отпусков, режимов работы в выходные и нерабочие праздничные дни, типовых унифицированных форм документов и электронных шаблонов и т.п.
Взаимодействие с бухгалтерией (да и с другими подразделениями-инициаторами) в процессе издания приказов рекомендуем построить таким образом:
- бухгалтерия инициирует издание приказа, оформляет проект и проводит его согласование; на этапе согласования проекта служба делопроизводства заранее оценивает цель издания каждого приказа и планирует отнесение его к соответствующему документопотоку;
- руководитель организации или уполномоченное им должностное лицо подписывает приказы;
- служба делопроизводства регистрирует приказы в пределах документопотоков и календарного года, формирует оригиналы приказов в дела в соответствии с их сроками хранения (соответствующие заголовки отражены в номенклатуре дел);
- все заинтересованные подразделения и сотрудники получают от службы делопроизводства копии приказов на исполнение или для руководства в работе (либо доступ к электронным копиям приказов в СЭД).
Копии приказов обычно хранятся до минования надобности, но в качестве документированных оснований для совершения соответствующей бухгалтерской проводки копии приказов по административно-хозяйственной деятельности могут формироваться в бухгалтерские документы дня и храниться минимум в течение 5 лет или до завершения проверки (ревизии). При налоговых проверках по заявке бухгалтерии оригиналы приказов всегда могут быть представлены на обозрение из соответствующих дел, формирование которых осуществляет служба делопроизводства.