• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» апрель 2016

Если в приказе не указан срок действия делегирования права подписи, как его определить?

  • 0 комментариев
  • 3313 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
  • Иритикова Вера | профессиональный управляющий документами, документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Подскажите, пожалуйста, если в приказе не указан срок действия делегирования права подписи, как его определить? Или если приказ исполняет функции доверенности, то можно применить ст. 185–186 ГК РФ и, следовательно, в таком случае приказ действует 1 год со дня издания?

По доверенностям управляются исключительно организации, которые создаются в организационно-правовой форме товарищества на вере (ст. 84 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

В организациях других организационно-правовых форм, как коммерческих, так и некоммерческих, создается (избирается или назначается собранием участников, советом директоров или правлением) орган управления или единоличный исполнительный орган, которым является руководитель организации. В соответствии с действующим законодательством и на основании устава организации (или положения) руководитель отвечает за организацию системы управления, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации, и утверждает штатное расписание. Именно такие полномочия закреплены в настоящее время в уставах большинства действующих организаций.

В обычаях гражданского и делового управленческого оборота давно закрепилось понимание, что приказ является правовым актом, который издается руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения и основных, и оперативных вопросов деятельности организации. В приказе устанавливаются внутренние нормы и правила организации, он является, прежде всего, внутренним распорядительным документом. А срок действия приказа как правового акта – до его отмены, признания утратившим силу или до внесения в него изменений и дополнений (это общее правило юридической техники).

Руководитель имеет полномочия издавать приказы в рамках оперативного самоуправления организации, он устанавливает нормы и правила поведения в рамках реализации стратегии и политики организации, управления персоналом и другими ресурсами, утверждает планы и итоги их выполнения, вводит в действие новые технологии, стандарты, правила, регламентирующие производство, сбыт, оказание услуг и т.п. виды деятельности, соответствующие уставу организации. Во внешней среде сам руководитель имеет право действовать без доверенности, в т.ч. ­представлять все интересы организации и совершать сделки.

Свои полномочия он может делегировать своим заместителям или руководителям структурных подразделений, в том числе право издания приказов и распоряжений, но только по оперативным вопросам и в рамках тех направлений деятельности, за которые отвечают или которые «курируют» данные руководители, право подписания счетов, счетов-фактур, право удостоверения копий и выписок из документов ­организации и т.п.

Пожалуйста, не путайте систему принятия решений, в которой приказ является основным результатом, с системой делегирования полномочий, в которой выделяются 2 аспекта:

Делегирование полномочий обычно устанавливается в одном из «главных» приказов руководителя организации – «О распределении зон ответственности между заместителями генерального директора» / «Об утверждении зон ответственности заместителей генерального ­директора и руководителей структурных подразделений».

В распорядительной части такого приказа вместе с утверждением перечня направлений деятельности организации, которые закрепляются за заместителями (с указанием их должностей и Ф.И.О.), обычно ­предоставляются полномочия:

  • представлять на основании доверенности интересы организации перед любыми государственными органами, органами местного само­управления, иными юридическими лицами и физическими лицами;
  • заключать и расторгать от имени организации на основании доверенностей и в пределах установленных лимитов договоры и сделки, дополнительные соглашения к ним, а также подписывать иные ­документы в процессе их исполнения:
    • о приобретении товаров, работ, услуг в целях обеспечения закрепленных направлений деятельности организации,
    • о предоставлении клиентам и контрагентам товаров и услуг, производимых организацией;
  • заключать на основании доверенности трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним с кандидатами на должности и сотрудниками подчиненных подразделений, подписывать документы в процессе их исполнения, утверждать должностные инструкции;
  • издавать распоряжения и утверждать распоряжениями локальные нормативные акты в рамках деятельности подчиненных подразделений.

Приказ руководителя с подобным примерным текстом может действовать достаточно долго (например, 3 года при стабильном руководящем составе) или, по крайней мере, до его отмены или внесения изменений. А вот на основании данного приказа доверенности заместителям генерального директора могут переоформляться и выдаваться хоть ежегодно.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. Доверенность, действительно, при отсутствии в ней конкретного срока действия будет в силе в течение 1 года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ). Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.