Если организация при поступлении выручки от реализации работ и услуг не осуществляет наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт, то у нее не возникает обязанности по применению ККТ.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (абз. 2 п. 1 ст. 140 ГК РФ).
Безналичная форма расчетов является основной для юридических лиц и ИП (п. 2 ст. 861 ГК РФ). При этом для них сохраняется и наличная форма оплаты (см. п. 1, 2 письма УМНС по г. Москве от 13.08.2003 № 29-12/44313), то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели могут также использовать при расчетах наличные денежные средства (но с ограничениями, п. 1, 2, 6 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», далее – Указание № 3210-У). При этом, если одной из сторон договора выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, лимит по наличным расчетам не применяется (п. 1 ст. 861 ГК РФ).
При оказании услуг безналичные или наличные расчеты организация может осуществлять как с заказчиками – юридическими лицами, так и с заказчиками – физическими лицами.
Согласно п. 2 Указания № 3210-У кассовыми операциями являются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и выдаче наличных денег.
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
При этом наличные денежные расчеты – произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Понятие средств наличного платежа, в свою очередь, приведено в ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», где сказано, что единственным законным средством наличного платежа на территории РФ признаются банкноты (банковские билеты) и монета Банка России.
Для целей Закона № 54-ФЗ к расчетам наличными денежными средствами приравнены расчеты при помощи платежных карт (см. также письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23721).
Таким образом, юридические лица обязаны использовать ККТ в том случае, когда плату за проданные товары (работы, услуги) они получают наличными средствами и (или) с использованием платежных карт. Например, в п. 3 письма УМНС по г. Москве от 13.08.2003 № 29-12/44313 сказано, что в случаях, когда денежные расчеты за приобретенный товар осуществляются в безналичном порядке, то есть совершаются без участия наличных денег путем списания денежных средств с расчетного (текущего) счета плательщика и зачисления их на счет получателя (поставщика, кредитора), применение ККТ действующим законодательством не предусмотрено.
То есть ключевым моментом для целей применения ККТ является не то, к какому субъекту права относится оплачивающий услуги заказчик: юридическому или физическому лицу, а то, какой вид расчетов – безналичный или наличный – организация с ним производит. В рассматриваемом случае за оказанные услуги юридические лица рассчитываются с организацией в безналичном порядке, а не путем наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт, оказание услуг физическим лицам и осуществление с ними наличных расчетов или расчетов с использованием платежных карт также не производится. Следовательно, на указанную деятельность действие Закона № 54-ФЗ не распространяется.
Функции контроля за применением контрольно-кассовой техники возложены на налоговые органы на основании ст. 7 Закона № 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации организация не производит наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт и выручка за работы и услуги поступает на расчетный счет, применение контрольно-кассовой техники организацией не осуществляется. Подобный вывод в схожих ситуациях был сделан, например, в письмах Минфина России от 13.12.2013 № 03-11-11/54943, УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 № 17-15/052889.
Иными словами, в том случае, когда организация не осуществляет наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт (в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг), то у нее не возникает обязанности применять ККТ, а следовательно, и обязанности по приобретению и регистрации ККТ в налоговом органе.