Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До 01.06.2014 во избежание налоговых и иных рисков, связанных с предпринимательской деятельностью, ИП следовало соблюдать порядок ведения кассовых операций. В ином случае индивидуальный предприниматель мог быть привлечен налоговым органом к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей за каждый день, в котором он получал наличные денежные средства. Срок давности привлечения к данной ответственности составляет два месяца со дня совершения правонарушения.
Обоснование вывода:
Индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 346.26 НК РФ).
В указанный в вопросе промежуток времени действовали следующие нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения кассовых операций: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок) (период действия c 22.09.1993 по 31.12.2011); Положение ЦБР от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее – Положение № 373-П) (период действия c 01.01.2012 по 31.05.2014); Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание) (действует с 01.06.2014).
И, как верно указано в вопросе, с 01.06.2014 в силу подп. 4.1 и 4.6 п. 4 Указания индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с НК РФ учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться и кассовая книга может не вестись. ИП, уплачивающий ЕНВД, ведет учет физических показателей (п. 2 ст. 346.29 НК РФ), и указанное правило в полной мере им применимо (смотрите также п. 2 письма ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338@).
Вопрос о том, необходимо ли было индивидуальным предпринимателям (в том числе применяющим ЕНВД) соблюдать Порядок (в части, например, ведения кассовой книги), не имел однозначного ответа. Мы склонялись к мнению, что при наличии как положительной, так и отрицательной арбитражной практики, а также противоречивых разъяснений более безопасным (с точки зрения возникновения спора с контролирующими органами) было соблюдение ИП требований Порядка. Более детально указанная проблема изложена в рекомендуемых материалах.
Что касается Положения № 373-П, то в силу п. 1.1 этого документа его действие распространяется в том числе на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (то есть на индивидуальных предпринимателей). При этом нормы Положения № 373-П распространялись на всех индивидуальных предпринимателей независимо от применяемой ими системы налогообложения (письма Банка России от 02.08.2012 № 29-1-2/5603, Минфина России от 08.08.2012 № 03-11-06/3/56, ФНС России от 21.12.2011 № АС-4-2/21794@, а также решение ВС РФ от 13.06.2012 № АКПИ12-491, оставленное без изменения определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.09.2012 № АПЛ12-511).
Таким образом, с 01.01.2012 индивидуальные предприниматели обязаны были оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 и вести кассовую книгу 0310004 (смотрите также письмо ФНС от 21.12.2011 № АС-4-2/21794@).
Поэтому считаем, что с апреля 2011 года и до вступления в силу Указания и применения предоставленной им возможности ИП обязан был оформлять кассовые операции приходными и расходными кассовыми ордерами, вести кассовую книгу.
Частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ определена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся:
- в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Указанные нарушения влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если самим КоАП РФ не установлено иное. Таким образом, ИП в случае совершения указанного правонарушения может быть подвергнут штрафу в размере от 4000 до 5000 рублей.
Указание и Положение № 373-П, в отличие от Порядка, не содержат нормы, обязывающей банки осуществлять контроль за ведением кассовых операций.
В силу ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы. Поэтому они наделены правом проводить проверки соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью (постановления ФАС Поволжского округа от 18.12.2007 по делу № А57-2424/07-33, ФАС Центрального округа от 08.02.2007 по делу № А09-7032/06-30).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа. Таким образом, в случае обнаружения нарушений установленного порядка осуществления наличных расчетов налоговые органы вправе принять решение о привлечении ИП к административной ответственности. При этом правонарушение может быть обнаружено как в ходе налоговой проверки (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2014 № 07АП-7323/14), так и в ходе проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (постановление ФАС Поволжского округа от 12.10.2010 по делу № А65-6852/2010).
В ст. 15.1 КоАП РФ не расшифровывается понятие «неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности», однако, как следует из судебной практики, под этим понимается несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе касающихся полного отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2010 № Ф07-11377/2010), или попросту наличие денежных средств, не учтенных и не поступивших в кассу (постановления ФАС Поволжского округа от 04.10.2010 по делу № А12-8886/2010, ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 по делу № А56-44277/2005). По мнению налоговых органов, неведение кассовой книги, приходных и расходных кассовых ордеров приводит к неоприходованию в кассу денежной наличности, соответственно, к правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2005 № 09-24/87838).
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 № 15АП-10707/2009 суд, констатировав среди прочего неотражение в кассовой книге выручки по причине неведения книги, подтвердил обоснованность вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ. Такой же вывод отражен в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.06.2010 по делу № А33-18257/2009.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
В абз. 3 п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 говорится о том, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Согласно абз. 4 п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Однако из-за того, что под административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, подпадает не факт неведения кассовой книги, а неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, судьи приходят к выводу, что данное правонарушение не может быть признано длящимся, поскольку неоприходование наличных денежных средств в кассу предприятия может состоять из отдельных действий, то есть быть многоэпизодным, но не длящимся правонарушением (смотрите постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 № А65-16407/04-СА1-36).
Следовательно, неоприходование денежных средств считается оконченным правонарушением в день, когда не соблюден установленный порядок учета выручки и к моменту рассмотрения дела истек пресекательный двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (постановление Арбитражного суда Пермской области от 19.09.2005 № А50-26052/2005-А16, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10196/05).
Необходимо заметить, что моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу (п. 10 Обзора судебной практики Второго арбитражного апелляционного суда по разрешению споров, связанных с применением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ от 4 сентября 2007 г.)
Поэтому индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности за каждый день, в котором он получал наличные денежные средства.