Top.Mail.Ru
Вопрос
В нашей организации Положение о служебных командировках является не самостоятельным документом, а приложением к Коллективному договору. На вопрос о необходимости включения его в Коллективный договор вразумительного ответа никто дать не может. Регламентируется ли какими-то документами статус Положения о командировках и насколько юридически верно оформлять его в составе Коллективного договора? В этом году Коллективный договор будет пересматриваться и хотелось бы данное Положение оттуда исключить и оформить его в виде самостоятельного документа, куда гораздо проще вносить различного рода изменения и дополнения, т.к. процедура внесения изменений в Коллективный договор (равно как и в приложения к нему) достаточно бюрократична и сложна. Можно ли оформить его как самостоятельный документ, исключив из состава Коллективного договора?
Отвечает

Положение о служебных командировках можно оформить как самостоятельный документ, но только при условии согласия сторон коллективного договора. В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор, который заключается работниками и работодателем в лице его представителя, является основным правовым актом, комплексно регулирующим на локальном уровне (т.е. на уровне конкретной организации) круг социально-трудовых отношений. Содержание коллективного договора, как и любого договора, определяется его сторонами, которые берут на себя взаимные обязательства.

В зависимости от финансово-экономического положения работодателя, с обязательным учетом нормативных положений, которые закрепляются действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также отраслевыми коллективными соглашениями, которые заключают профсоюзы и представители работодателей, в коллективный договор могут включаться обязательства по следующим вопросам (ст. 41 Трудового кодекса РФ):

  • система и формы оплаты труда;
  • выплата пособий и компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и выполнения показателей, установленных трудовым договором;
  • занятость, переобучение, повышение квалификации;
  • условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая предоставление отпусков;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • охрана труда и улучшение условий труда, в т.ч. женщин и молодежи;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • другие вопросы.

То есть список вопросов, по которым стороны коллективного договора принимают на себя взаимные обязательства, является открытым. Но гарантии работодателя при направлении работников в служебные командировки могут быть зафиксированы в коллективном договоре на основании главы 24 Трудового кодекса РФ. Основные и принципиальные обязательства работодателя установлены в ст. 167:

  • сохранение за работником места работы / должности и среднего заработка;
  • возмещение расходов, связанных с командировкой.

А ст. 168 содержит прямое указание на то, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Таким образом, Положение о служебных командировках, которое обычно представляет собой многостраничный документ, действительно, может быть исключено из состава коллективного договора (при согласии представителей работодателя и работников и при отсутствии какойлибо обязательной нормы в отраслевом коллективном соглашении) и оформлено как локальный нормативный документ организации. В самостоятельное Положение о служебных командировках проще вносить изменения и дополнения с учетом реального финансового положения организации и изменения норм возмещения командировочных расходов. Это делается на основании приказа руководителя организации при условии обязательного согласования с представителем работников, как правило, с профсоюзной организацией.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?