Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации ИП необходимо подать в налоговый орган заявление по форме № ЕНВД-2 после 3 августа 2015 г., но не позже 10 августа 2015 г.
В данном случае ИП вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи клиентам соответствующих бланков строгой отчетности.
Дата подачи заявления о переходе на ЕНВД
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В частности, ЕНВД применяется в отношении оказания услуг общественного питания осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Отметим, что с 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно (абзац 2 п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Нормами НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности по месту жительства и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ). К таким «иным основаниям» относится предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.
Пунктом 2 ст. 346.28 НК РФ определено, что налогоплательщики, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД (осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением видов деятельности, указанных в подп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности.
В этом случае они подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД соответствующее заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@ утверждена форма № ЕНВД-2 «Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Таким образом, представить в налоговую инспекцию заявление по форме № ЕНВД-2 необходимо после дня начала применения ЕНВД.
Как было указано, на ЕНВД переводятся только строго определенные виды деятельности, в том числе услуги общественного питания. Под услугами общественного питания, в свою очередь, понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).
В рассматриваемом случае ресторан планируется открыть 3 августа 2015 г., следовательно, деятельность по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее потребления – деятельность, переводимая на ЕНВД, начнется не ранее этой даты. Поэтому считаем, что заявление по форме № ЕНВД-2 должно быть подано в налоговый орган не позже 10 августа 2015 г.
Напомним (ст. 6.1 НК РФ), что в целях применения НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия) (в данном случае течение срока начинается 4 августа 2015 г.), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (смотрите, например, письма Минфина России от 20.12.2012 № 03-11-11/385, от 23.11.2012 № 03-11-11/354, от 11.10.2012 № 03-11-06/3/70).
В принципе, нормы НК РФ не содержат прямого запрета на подачу рассматриваемого заявления заранее: например, 30 июля 2015 г. с указанием в заявлении даты начала применения ЕНВД как 3 августа 2015 г. Однако мы не исключаем, что в такой ситуации налоговый орган может отказать в принятии заявления, ведь, по сути, деятельность еще не началась и гарантировать, что она непременно начнется 3 августа, ИП не может (форс-мажорные обстоятельства). Если же 30 июля 2015 г. подать заявление, в котором дату начала применения ЕНВД также указать как 30 июля 2015 г., то полагаем, что фактическую проверку открытия ресторана ФНС производить не будет, но в такой ситуации нужно понимать, что единый налог ИП придется уплачивать не с 3 августа, а уже с 30 июля (п. 10 ст. 346.29 НК РФ).
Согласно абзацу 3 п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), если иное не установлено федеральным законом.
Абзацем 4 п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ четко и ясно определено, что требования, указанные в абз. 3 п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.
Отметим, что, по мнению контролирующих органов и судов, п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем установленные им нормы являются специальными по отношению к положениям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ). То есть в том случае, когда возникает противоречие между нормами Закона № 54-ФЗ и п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, должен применяться именно п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 4, письмо ФНС России от 05.11.2014 № АС-4-2/22638).
То есть в общем случае организации и ИП, осуществляющие розничную продажу пива, должны применять ККТ независимо от того, какие исключения предусмотрены Законом № 54-ФЗ.
Однако абз. 4 п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ четко и ясно определено, что требования, указанные в абз. 3 п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.
Таким образом, для рассматриваемого случая положений, обязывающих ИП применять ККТ при торговле пивом, Закон № 171-ФЗ не содержит. Однако в данной ситуации при решении вопроса о необходимости применения ККТ нужно руководствоваться также и нормами Закона № 54-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Таким образом, при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт на территории РФ юридические лица и ИП обязаны использовать ККТ и выдавать покупателям чек. Однако из данного правила существует несколько исключений.
Так, в частности, п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).
Принадлежность того или иного вида деятельности к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН). В ОКУН, в качестве одного из видов услуг, оказываемых населению, поименованы услуги общественного питания (код по ОКУН – 122000), включающие в себя, в частности, услуги питания ресторана (код по ОКУН – 122101).
Таким образом, в общем случае при оказании услуг общественного питания ИП может не применять ККТ, а использовать взамен кассовых чеков БСО.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (п. 1 Положения).
Из п. 5 Положения следует, что если ни один из органов федеральной исполнительной власти не наделен полномочиями по утверждению форм БСО, используемых при оказании какого-либо вида услуг, то для такого вида услуг организация вправе разработать формы БСО самостоятельно, в обязательном порядке используя при этом реквизиты, установленные п. 3 Положения.
Следует учитывать, что самостоятельно разработанный БСО может быть либо изготовлен типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). При этом в случае создания бланка с использованием автоматизированных систем, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Смотрите также письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43.
К сведению
В рассматриваемом случае ИП, несмотря на то, что он является плательщиком ЕНВД, не вправе руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, устанавливающим следующее правило: организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ предусмотрено применение ПСН, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Так как в данной ситуации ИП осуществляет услуги общественного питания, на него распространяется действие п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Смотрите также письма Минфина России от 09.08.2012 № 03-11-06/3/58, от 12.01.2012 № 03-01-15/1-02, от 26.05.2011 № 03-01-15/4-67.