При передаче имущества в оперативное управление некоммерческой организации (учреждению), созданной (созданному) коммерческой организацией, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету при приобретении (строительстве) данного имущества, необходимо восстановить.
В отличие от управления имуществом по договору доверительного управления, согласно которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса, далее – ГК РФ), передаче имущества в оперативное управление предшествует создание учредителем нового юридического лица (учреждения). В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частное учреждение может быть создано юридическим лицом, в том числе коммерческой организацией. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 9 Закона № 7-ФЗ).
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Право собственности на имущество, переданное в оперативное управление, к учреждению не переходит.
Право оперативного управления имуществом возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). При этом отметим, что учреждение, например, вправе с согласия собственника сдавать в аренду имущество, полученное в оперативное управление (постановление Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 № 14128/08).
Из анализа норм п. 1, подп. 3 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ следует, что передача коммерческой организацией имущества в оперативное управление учреждению, созданному данной организацией, не признается реализацией этого имущества, так как право собственности на него учреждению не переходит. Соответственно, при передаче имущества в оперативное управление НДС не исчисляется и не уплачивается.
Отметим, что разъяснений официальных органов по данному вопросу нам найти не удалось. В то же время косвенно эту позицию подтверждают постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 5812/10 (данное постановление письмом ФНС России от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ (п. 7) направлено в нижестоящие налоговые органы для использования в работе), ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2013 № Ф04-276/13 по делу № А81-897/2012, письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 26.08.1994 № ВЗ-4-05/1004, 117, а также письма Минфина России, касающиеся операций по передаче имущества в доверительное управление, например, от 14.11.2011 № 03-07-11/311, от 08.10.2008 № 03-07-07/101.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению, в частности, в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в том числе в подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.
В свою очередь подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их использования, в частности, для передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Как видим, нормы подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ и подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ напрямую устанавливают обязанность восстановить суммы «входного» НДС в том случае, если они используются для операций, поименованных в п. 2 ст. 146 НК РФ, например, для операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг), основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление ими основной деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ и подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).
То есть при передаче коммерческой организацией имущества в оперативное управление учреждению, созданному этой организацией, возникает необходимость восстанавливать НДС на основании подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ и подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ, если при приобретении данного имущества суммы налога были приняты к вычету.
Судебная практика
Аналогичный вывод был сделан судом в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2013 № Ф04-276/13 по делу № А81-897/2012 относительно ситуации, схожей с рассматриваемой. Суд указал, что при изъятии собственником имущества, находившегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, перехода права собственности на указанное имущество не происходит, соответственно, отсутствует реализация, как она определена ст. 39 НК РФ. Следовательно, хозяйственная операция по передаче предприятием основного средства (автомобиля) по решению собственника об изъятии этого имущества в силу п. 1 и 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ не признается реализацией этого имущества (и, соответственно, не подлежит налогообложению). Поэтому в силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ранее принятый к вычету «входной» НДС подлежит восстановлению.
Как указано в подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения.
Кроме того, абз. 4 и 5 п. 6 ст. 171 НК РФ установлен особый порядок восстановления принятых к вычету сумм налога, предъявленных налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), а также при приобретении иных товаров (выполнении работ, оказании услуг) для осуществления строительно-монтажных работ. Данный порядок, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления, в частности, операций, перечисленных в подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
На основании приведенной нормы для случаев передачи имущества в доверительное управление Минфин России делает прежний вывод: «При передаче построенного объекта недвижимости и оборудования в доверительное управление суммы НДС по этим основным средствам, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению» (письмо Минфина России от 14.11.2011 № 03-07-11/311).
Таким образом, по нашему мнению, при передаче имущества в оперативное управление некоммерческой организации (учреждению), созданной (созданному) коммерческой организацией, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету при приобретении (строительстве) данного имущества, необходимо восстановить.
В то же время нам известен ряд судебных решений, в которых судьи в споре между налоговым органом и налогоплательщиком в отношении имущества, передаваемого в доверительное управление, становились на сторону налогоплательщика.
Судебная практика
Так, арбитры полагали, что у налогоплательщика не возникает обязанность по восстановлению сумм НДС, поскольку передача имущества в доверительное управление по своему правовому содержанию является актом участников правоотношений, не образующим изменения в налогообложении операций, в которых используется данное имущество, а также в связи с отсутствием прямого указания в НК РФ права на передачу имущества в доверительное управление как на случай, предусматривающий восстановление сумм налога (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2011 № Ф08-5887/11 по делу № А32-23383/2010, ФАС Уральского округа от 29.12.2010 № Ф09-10952/10-С3 по делу № А76-9532/2010-39-347).
Однако следование такой позиции в рассматриваемом случае, по нашему мнению, сопряжено с высокой вероятностью налогового спора с контролирующим органом, судебные перспективы разрешения которого не очевидны.
Отметим, что прямых разъяснений официальных органов по вопросу восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, при передаче имущества в оперативное управление нам найти не удалось и к сделанным выводам следует относиться как к экспертному мнению.
В связи с этим рекомендуем воспользоваться правом налогоплательщика, установленным подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться в Минфин России за официальным разъяснением о порядке налогообложения в сложившейся ситуации.
Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).