С начала этого года действует Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Автор анализирует нормы указанного закона. Статья расскажет о том, что представляет собой бесплатная юридическая помощь, кто и в каких случаях может ею воспользоваться, чем осложнится реализация положений закона в наших реалиях.
С 15 января 2012 года благодаря законодательной инициативе Президента РФ действует Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ). У документа довольно «громкое» название. Есть ли у него шансы стать реальной альтернативой частному юридическому бизнесу? Разберемся и в этом тоже.
Ждали долго
Часть 1 ст. 48 Конституции РФ провозглашает, что каждому гарантировано право получать квалифицированную юридическую помощь. А в случаях, прямо предусмотренных законом, юридическая помощь должна быть оказана бесплатно.
Напомним, что Конституция РФ была принята на всенародном голосовании еще 12 декабря 1993 года. Изначально предполагалось, что будет принят отдельный рамочный федеральный закон о бесплатной юридической помощи. Однако тогда этого не случилось, хотя социально-экономическая обстановка, мягко говоря, требовала его принятия. Возможно, при положительном исходе намного меньше людей в 90-х оказалось бы в «социальной яме».
В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ не сказано, кто именно должен обеспечить квалифицированную юридическую помощь нуждающемуся в ней гражданину. Определение КС РФ от 05.12.2003 № 447-О уточняет: ответственность государства обеспечить достаточно высокий уровень юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться юридическими услугами только представителей адвокатского сообщества. Следовательно, круг таких лиц значительно шире.
Надо признать, что до принятия Закона № 324-ФЗ государство не сидело сложа руки. Так, постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 № 534 было положено начало эксперименту по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В десяти субъектах РФ были созданы государственные юридические бюро. Предельная штатная численность каждого – 15 сотрудников. Первоначально их курировала ФРС России, впоследствии бюро перевели в ведение Минюста.
Примечательно, что положения постановления Правительства РФ об оплате труда адвокатов, в соответствии с которыми создавалась система государственных юридических бюро, имеют целевой (специальный) характер и не могут применяться при определении разумности расходов на услуги представителя в остальных случаях. Это подтверждает судебная практика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2007 № А10-3554/06-Ф02-279/07 по делу № А10-3554/06).
Критерии бесплатности сегодня
До 15 января 2012 г. существовало три ситуации, когда человек мог гарантированно рассчитывать на бесплатную юридическую помощь.
- Статус подозреваемого/обвиняемого (ч. 4 ст. 116 УПК РФ). Если адвокат участвует в предварительном расследовании или судебном разбирательстве по назначению (дознавателя, следователя или суда), расходы на оплату его труда несет федеральный бюджет (ч. 5 ст. 150 УПК РФ). Участие защитника подразумевает и свидания с ним неограниченное число раз.
- Статус военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, а также члена его семьи (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Возможность получения такими лицами бесплатной помощи весьма ограничена, а именно – вопросами прохождения военной службы и...