Top.Mail.Ru
Обычаи делового оборота представляют собой широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством. Таких правил очень много. Но все ли из них можно считать обычаями? И как доказать, что обычай можно применить в конкретном случае? О том, каким образом в деловых отношениях могут использоваться обычаи делового оборота, вы узнаете из статьи.

Обычаи делового оборота применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В иных отношениях, в частности, с участием граждан-потребителей, их не используют.

Фрагмент документа

Ст. 5 ГК РФ

1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Доказательство существования обычая

Сторона, ссылающаяся на обычай, обязана доказать его наличие и содержание. Если он не зафиксирован в каком-либо документе, его существование можно подтвердить любыми допустимыми способами, например, практикой во взаимоотношениях с контрагентом, которая может следовать из:

  • определенного порядка оформления документов (например, при приемке товара или результата работ);
  • деловой переписки сторон;
  • поведения сторон и т.д.

Судебная практика

Поставщик передал покупателю партию товара. Однако последний оплатил ее лишь частично. В суде он сослался на то, что надлежащие доказательства получения им продукции отсутствуют.

Поставщик, в свою очередь, представил суду счета-фактуры, товарные накладные, а также акт сверки взаиморасчетов, подписанный обеими сторонами и скрепленный печатями. Исследовав данные документы, арбитры пришли к выводу о том, что контрагенты на протяжении ряда лет применяли способ оформления приемки товара, при котором товарно-транспортные накладные и товарные накладные не содержали расшифровки фамилии лица, принявшего товар от имени покупателя. Кроме того, покупатель о фальсификации данных доказательств не заявлял, в связи с чем исковые требования были удовлетворены.

Кроме того, толкуя ст. 5 ГК РФ, суд отметил, что правило поведения должно быть сложившимся, то есть достаточно постоянным и определенным в своем содержании, применяться широко, а не иметь узкоспециальный характер. По очередности применения при правовом регулировании они стоят после законодательства РФ и договоров. Обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются при наличии пробела в гражданском законодательстве, который не восполняется соглашением сторон (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2010 по делу № А56-41497/2009).

Если же сторона, ссылающаяся на обычай, не в состоянии доказать его существование, в удовлетворении требований, скорее всего, будет отказано.

Судебная практика

Заказчик отказался от договора и потребовал от контрагента вернуть уплаченный аванс. Подрядчик возвращать деньги не стал, что послужило основанием для обращения заказчика в суд. Подрядчик вложил финансовые средства в подготовительные работы и хотел оставить за собой всю полученную от заказчика сумму. В суде он ссылался на сложившуюся между ним и заказчиком практику заключения однотипных сделок и на связанное с этим заблаговременное исполнение договора (несмотря на отсутствие утвержденного задания), считая, что это обычай делового оборота. Однако суд указал, что вложение подрядчиком финансовых средств в подготовительные работы для быстрого и качественного исполнения работ без предусмотренных договором утвержденного образца-эталона, согласованной сторонами спецификации и заявки заказчика не может быть расценено в качестве причиненных ему убытков, подлежащих возмещению. Поскольку подрядчик не доказал существование обычая, суд взыскал с него задолженность (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2006 по делу № А82-9693/2005-36).

В другом деле заказчик настаивал на том, что исполнитель обязан был согласовать с ним время и дату проведения работ перед тем, как приступить к их выполнению, хотя в договоре между ними такая обязанность предусмотрена не была, но вытекала из обычаев делового оборота. Однако представить доказательств того, что при проведении работ по этому и другим договорам были случаи, когда исполнитель предварительно уведомлял о дате и времени их проведения, заказчику не удалось. Поэтому в удовлетворении его требований было отказано. У суда отсутствовали основания считать, что обязанность исполнителя уведомлять заказчика об этапах проведения работ вытекала из обычаев делового оборота (постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2008 по делу № А57-4756/07-44).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.