Top.Mail.Ru

Договор в условных единицах, оплата в рублях: разбираемся в деталях

Одним из существенных условий договора может выступать его цена. Для снижения предпринимательских рисков организации нередко прибегают к установлению продажных цен в условных денежных единицах. То есть стороны договора вправе установить курс пересчета, а также порядок его определения. При таком подходе в договорных отношениях весьма непростым вопросом становится оформление задолженности, и налогоплательщики сталкиваются с проблемой суммовых (курсовых) разниц. В статье рассмотрено, как отражается разница в бухгалтерском и налоговом учете по старым и новым правилам.

Прежде всего обратимся к ситуации, вызывающей наибольшее количество вопросов, когда расчеты по договору купли-продажи ведутся в у.е., а условия поставки оговорены по постоплате (вначале отгрузка, затем оплата). Очевидно, что курсы на дату отгрузки товара в у.е. и его оплаты не совпадут. Так как же отражается эта разница в бухгалтерском и налоговом учете?

Понятие разниц

Если сторонами договора стоимость предусмотрена в у.е. на условиях постоплаты, то в договоре должна быть установлена дата пересчета ее в рубли.

В случае определения цены по курсу у.е. на дату отгрузки вопросов не возникает. В момент оплаты товара нет необходимости пересчитывать сумму задолженности сторонам договора. Покупатель перечисляет сумму задолженности в рублях, которая уже определена продавцом на момент отгрузки, а разница между ценой отгрузки и оплаты отсутствует.

Иная ситуация складывается, когда цена за товар определяется по курсу у.е. на дату оплаты. В этом случае стороны сделки обязаны произвести пересчет обязательств как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. В связи с тем, что курсы у.е. различны на дату отгрузки и дату оплаты, возникает разница между суммой стоимости товара на момент отгрузки и суммой на момент поступления оплаты.

Рассмотрим понятие разниц в налоговом и бухгалтерском учете.

Налоговый учет

Для целей исчисления налога на прибыль приводятся два понятия разниц. Это суммовая и курсовая разницы, которые регулируются разными статьями главы по налогу на прибыль, поэтому очень важно уметь их разграничить. В дальнейшем это оказывает значительное влияние на исчисление НДС.

Курсовая разница

Курсовая разница возникает при переоценке имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленному ЦБ РФ (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ). Курсовая разница может быть как положительной, так и отрицательной.

Как видим, курсовые разницы, как правило, возникают при расчетах с иностранными поставщиками и покупателями и ведутся в иностранной валюте.

К сведению

Согласно п. 3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или установленном им порядке.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 172 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (подп. 6 п. 1 ст. 1 данного закона).

Учитывая изложенное, наша ситуация не подпадает под эти положения.

Суммовая разница

Суммовые разницы возникают при расчетах внутри страны, когда оплата производится в рублях, а сумма платежа эквивалентна сумме в у.е., определенной сторонами договора. При этом возникает внереализационный доход или внереализационный расход.

Суммовая разница образует внереализационный доход (п. 11.1 ст. 250 НК РФ) или внереализационный расход (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), когда сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

Суммовые разницы признаются доходом (п. 7 ст. 271 НК РФ) или расходом (п. 9 ст. 265 НК РФ):

  • у налогоплательщика-продавца – на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты – на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • у налогоплательщика-покупателя – на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты – на дату приобретения товара (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.

Важно отметить, что в налоговом учете в соответствии с теми же статьями НК РФ суммовые разницы на отчетную дату не пересчитываются (п. 7 ст. 271 НК РФ и п. 9 ст. 265 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Особенность учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н (далее – ПБУ 3/2006).

Согласно п. 3 ПБУ 3/2006 курсовая разница – это разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.

Пересчет стоимости денежных средств в расчетах (за исключением средств полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (п. 7 ПБУ 3/2006).

Стоимость вложений во внеоборотные активы (ОС, НМА и др.), МПЗ и других активов, не перечисленных в п. 7, принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 3/2006). Пересчет их стоимости в связи с изменением курса не производится (п. 10 ПБУ 3/2006).

Датой совершения...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.