• Журнал «Юридический справочник руководителя» январь 2012
  • Рубрика В фокусе

На пути к бесплатной юридической помощи

  • Рейтинг 4
  • 0 комментариев
  • 8933 просмотра
С середины января 2012 года введен в действие новый Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Документ вводит целую систему, с помощью которой граждане смогут получать бесплатную и, как предполагается, квалифицированную юридическую помощь. Но будет ли она таковой? Кто и в каких ситуациях сможет на нее рассчитывать? Чьими силами и в каком порядке она будет оказываться? Ответим на эти и некоторые другие вопросы.


С 15 января 2012 года благодаря законодательной инициативе Президента РФ начнет действовать Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ). У документа довольно «громкое» название. Есть ли у него шансы стать реальной альтернативой частному юридическому бизнесу? Разберемся и в этом тоже.

Ждали долго

Часть 1 ст. 48 Конституции РФ провозглашает, что каждому гарантировано право получать квалифицированную юридическую помощь. А в случаях, прямо предусмотренных законом, юридическая помощь должна быть оказана бесплатно.

Напомним, что Конституция РФ была принята на всенародном голосовании еще 12 декабря 1993 года. Изначально предполагалось, что будет принят отдельный рамочный федеральный закон о бесплатной юридической помощи. Однако тогда этого не случилось, хотя социально-экономическая обстановка, мягко говоря, требовала его принятия. Возможно, при положительном исходе намного меньше людей в 90-х оказалось бы в «социальной яме».

К сведению
СвернутьПоказать

В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ не сказано, кто именно должен обеспечить квалифицированную юридическую помощь нуждающемуся в ней гражданину. Определение КС РФ от 05.12.2003 № 447-О уточняет: ответственность государства обеспечить достаточно высокий уровень юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться юридическими услугами только представителей адвокатского сообщества. Следовательно, круг таких лиц значительно шире.

Надо признать, что до принятия Закона № 324-ФЗ государство не сидело сложа руки. Так, постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 № 534 было положено начало эксперименту по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В десяти субъектах РФ были созданы государственные юридические бюро. Предельная штатная численность каждого – 15 сотрудников. Первоначально их курировала ФРС России, впоследствии бюро перевели в ведение Минюста.

Примечательно, что положения постановления Правительства РФ об оплате труда адвокатов, в соответствии с которыми создавалась система государственных юридических бюро, имеют целевой (специальный) характер и не могут применяться при определении разумности расходов на услуги представителя в остальных случаях. Это подтверждает судебная практика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2007 № А10-3554/06-Ф02-279/07 по делу № А10-3554/06).

Критерии бесплатности сегодня

До 15 января 2012 г. существовало три ситуации, когда человек мог гарантированно рассчитывать на бесплатную юридическую помощь.

  1. Статус подозреваемого/обвиняемого (ч. 4 ст. 116 УПК РФ). Если адвокат участвует в предварительном расследовании или судебном разбирательстве по назначению (дознавателя, следователя или суда), расходы на оплату его труда несет федеральный бюджет (ч. 5 ст. 150 УПК РФ). Участие защитника подразумевает и свидания с ним неограниченное число раз.
  2. Статус военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, а также члены его семьи (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Возможность получения такими лицами бесплатной помощи весьма ограничена, а именно – вопросами прохождения военной службы и рамками производства уголовного дела.
  3. Статус гражданина РФ, среднедушевой доход семьи которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, а также статус одиноко проживающего гражданина, доходы которого ниже аналогичной величины (ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Данная норма продублирована в Законе № 324-ФЗ. Но одного статуса мало: адвокаты гарантированно окажут бесплатную помощь лишь в пяти ситуациях, причем очень специфических и даже отчасти экзотических. Назовем их:
    • по заявлению истца суд первой инстанции рассматривает дело о взыскании алиментов; возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
    • к адвокату обратился ветеран Великой Отечественной вой­ны (обратите внимание: ветеран именно ВОВ) по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
    • к адвокату обратился гражданин по вопросам составления заявлений о назначении пенсий и пособий;
    • к адвокату обратился гражданин, пострадавший от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией;
    • к адвокату обратился несовершеннолетний, содержащийся в учреждении профилактики безнадзорности и правонарушений (по любым вопросам).

Закон № 324-ФЗ изменил перечень таких ситуаций и добавил условие, что адвокат должен являться участником государственной системы бесплатной юридической помощи.

На практике бесплатную юридическую помощь фактически оказывают профсоюзные организации своим подшефным работникам. Хотя в ТК РФ это прямо не прописано.

Важно учесть: Закон № 324-ФЗ не распространяется на такую сферу, как уголовное судопроизводство. Там применяются нормы УПК РФ.

Два крыла

Закон № 324-ФЗ предусматривает формирование организационных и правовых начал государственной (гл. 3) и негосударственной (гл. 4) систем бесплатной юридической помощи. Как именно они будут выглядеть, сказать пока сложно, поскольку новый закон – лишь фундамент. Он устанавливает, в частности, принципы и виды оказания бесплатной юридической помощи гражданам, а также кто ее будет оказывать и какими квалификационными требованиями должно обладать такое лицо.

Госсистема

Предполагается, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться преимущественно на государственных началах. К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи отнесены (ст. 15 Закона № 324-ФЗ):

  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • государственные юридические бюро (юридические лица, созданные в форме казенных учреждений субъектов РФ).

Отдельно указано, что в оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы.

Финансирование расходов на создание и деятельность государственных юридических бюро, а также на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, целиком ляжет на плечи региональных бюджетов.

Уточним: первые три категории и так обязаны давать бесплатные правовые консультации в устной или письменной форме по вопросам, входящим в их компетенцию. Причем абсолютно всем обратившимся гражданам без исключения. Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». То же самое касается и нотариусов по вопросам их деятельности.

А вот составлять документы и представлять интересы граждан в судах и прочих структурах такие органы должны только в предусмотренных федеральным (региональным) законодательством случаях, в частности, Законом № 324-ФЗ. Однако в нем речь идет о «гражданах, нуждающихся в социальной поддержке и социальной защите». Данное понятие очень расплывчато. Четкого определения в законодательстве нет. Поэтому не совсем понятно, в каких случаях чиновники смогут на законном основании ответить на просьбу отказом и нужно ли будет вообще представлять документы (и какие), подтверждающие этот статус.

«Призыв»

Студентов высших учебных заведений как частных специалистов (если их можно так назвать) законодатели тоже призвали к сотрудничеству. На добровольных началах им предложено создавать так называемые юридические клиники (студенческие консультативно-юридические бюро и пр.). Они будут функционировать за счет собственных средств как отдельные юридические лица либо структурные подразделения вузов. Ставить юридические «градусники» и «горчичники» призваны студенты вузов под контролем преподавателей. Курировать эту сферу будет Минобразования России. Правда, далеко не всем юридическим вузам материально-техническая база позволит создать такие клиники.

Важно, что гражданин вправе свободно выбирать, куда обратиться за бесплатной юридической помощью. Но главное, чтобы право выбора реально существовало. Ведь никто не вправе навязать сомнительную юридическую консультацию при каком-нибудь вузе. А согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 324-ФЗ региональные власти не обязаны, а лишь могут создавать государственные юридические бюро и (или) привлекать к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов. В итоге на близлежащей территории может не оказаться ни того, ни другого.

Виды помощи

Законом № 324-ФЗ установлены три вида бесплатной юридической помощи, которую могут оказывать (с некоторыми изъятиями) юридические и физические лица – участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также иные лица, наделенные правами. Вот они:

  • правовое консультирование в устной и письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Данный перечень имеет открытый характер. Действует общий принцип: допустимы любые иные виды, не запрещенные законом (например, выезд на дом, прямые телефонные линии и пр.).

Однако юридические клиники, а проще говоря, студентов, закон не наделил правом оказывать юридическую помощь в форме представительства интересов.

Главное, что в законе перечислены виды бесплатной юридической помощи. Это компенсирует то, что само понятие «юридическая помощь» (бесплатная) в законе отсутствует.

Крайне важно, что в ст. 8 Закона № 324-ФЗ приведены требования к квалификации тех, кто будет непосредственно оказывать бесплатную юридическую помощь. Это смогут делать только лица с высшим юридическим образованием (разумеется, данное требование не распространяется на студентов).

Поскольку представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях требует более высокого качества знаний и большего опыта, предусмотрено, что федеральным законом для оказания помощи этого вида могут быть установлены дополнительные квалификационные требования.

Кто может воспользоваться

Особого внимания заслуживает перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы. Приведем его полностью:

  1. малоимущие граждане (среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума) (соответствующую справку выдает орган социальной защиты населения);
  2. инвалиды I и II группы;
  3. ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда;
  4. дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
  5. граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  6. несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних;
  7. граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  8. граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если их обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
  9. граждане, имеющие право получать бесплатную юридическую помощь в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Как видно, приведенный перечень является исчерпывающим. Поэтому говорить о введении широкомасштабной бесплатной юридической помощи различным слоям населения не приходится. С другой стороны, последний пункт позволяет не только федеральным, но и региональным властям постоянно расширять список, благо ограничений нет.

Простой анализ перечня показывает, что принятие рассматриваемого закона адресовано прежде всего социально незащищенным слоям населения. Поэтому вряд ли он составит конкуренцию частным юридическим и консалтинговым фирмам.

По сути, право на бесплатную юридическую помощь предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан и по ограниченному кругу вопросов (например, изъяты вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью). То есть далеко не каждый пенсионер сможет воспользоваться данной возможностью.

В ч. 2 и 3 ст. 20 Закона № 324-ФЗ приведены случаи, когда названные категории граждан смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью. Перечень содержит много позиций. Причем в процессе подготовки закона он был значительно расширен (например, сначала подразумевалось представительство в судах только первой инстанции).

Изначально оказание юридической помощи населению к вопросам местного значения не относится. В связи с этим законом субъекта РФ такое полномочие может быть делегировано органам местного самоуправления. Учитывая дотационность местных бюджетов, не понятно, как будут финансироваться местные юридические бюро. К тому же вопрос их статуса принятым законом и другими нормативными актами не урегулирован. По этой же причине местные власти вряд ли ринутся принимать правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи (ч. 2 ст. 14 Закона № 324-ФЗ).

При всем этом органы местного самоуправления наделены правом (а не обязанностью) оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи. Но в любом случае финансирование всех указанных мероприятий осуществляется из местных бюджетов (ч. 3 ст. 29).

Сложности реализации

Надо отметить, что перспективы удачной реализации Закона № 324-ФЗ специалисты (юристы, нотариусы, адвокаты и пр.) оценивают по-разному.

Прежде всего много вопросов вызывает реализация одного из основополагающих принципов оказания бесплатной правовой помощи – ее доступность. Дело в том, что процедура признания малоимущим подразумевает представление в орган социальной защиты населения целого пакета документов. Их сбор иногда требует длительного времени, а скорая юридическая помощь нужна гражданину здесь и сейчас.

Также есть мнение, что государственные юридические бюро не смогут эффективно оказывать бесплатную юридическую помощь тем малоимущим гражданам, чьи права и интересы нарушены региональными госчиновниками. Риск остаться без работы из-за личной принципиальности и активности, а также возможная ликвидация неугодного для региональных властей государственного юридического бюро будет сдерживать инициативу и стремление его сотрудников добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

Не исключено, что в правовой модели, которая предусмотрена для негосударственных центров бесплатной юридической помощи (ст. 24–26 Закона № 324-ФЗ), заложена коррупционная составляющая. Такой вывод напрашивается, поскольку Закон № 324-ФЗ не исключает меры государственной поддержки подобных организаций (п. 3 ч. 2 ст. 26).

Если рассуждать глобально, Закон № 324-ФЗ – важный шаг на пути построения правового государства и одновременно способ борьбы с правовым нигилизмом. Но главное, чтобы оказываемая помощь в итоге была качественной и результативной и чтобы на практике характеристики «бесплатная» и «плохая» не стали синонимами. Тем более что основное финансовое бремя реализации закона ляжет на региональные бюджеты.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  2 голоса

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.