Top.Mail.Ru

Трудовой коллектив гипер- и супермаркета: особенности труда и текущие проблемы

Гипермаркет и супермаркет – это не только большие магазины и огромный поток товара, но и многочисленный трудовой коллектив, имеющий свои проблемы и нюансы. Зачастую работодатель такого коллектива сталкивается с необходимостью решения определенных вопросов, часть из которых мы и рассмотрим в предлагаемой статье.

Стремительное развитие сетевого ритейла повлекло бум строительства и открытия сетей супер­ и гипермаркетов. Огромные масштабы торговли как-то затмевают «тихие» внутренние проблемы данных гигантов. «Предлагаем интересную работу в передовой компании, официальное трудоустройство, стабильную заработную плату, удобный график работы, возможности карьерного роста и социальную защищенность…». Именно такими лозунгами привлекает суперработодатель новых сотрудников. Однако… подобное объявление практически неизменно, что может означать либо большую текучку, либо то, что трудовой коллектив безразмерен. Поговорим об особенностях трудовых отношений в коллективах гипермаркетов и супермаркетов, а также о проблемах в данной сфере.

Для начала определим, что подразумевают «гиганты» сетевого ритейла. Слово «супермаркет» произошло от английского supermarket – большой рынок и означает крупный магазин, в котором представлено множество разнообразных потребительских товаров, в том числе продовольственных и промышленных 1.

Гипермаркетом же принято называть магазин с площадью свыше 20 тысяч кв. м, с высокой степенью механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, предназначенный для продажи сравнительно больших партий товаров в контейнерных упаковках производителя 2.

В целом гипермаркет больше супермаркета и по размеру площадей, и по количеству и ассортименту товара (в супермаркете доля непродовольственных товаров составляет, как правило, не более 10% от общего количества товаров), уровню и разнообразию сервиса (для гипермаркета характерно наличие большой площадки парковочных мест и даже специального транспортного маршрута к гипермаркету, наличие большого количества тележек для покупателей, службы доставки и пр.), среднему количеству покупателей (у супермаркета среднее количество покупателей составляет 3500 человек в день; гипермаркет же в выходные дни посещает до 75 тысяч человек 3). Различия имеются также в количестве и составе работников этих двух типов супермагазинов.

В свете обозначенной темы принципиальной разницы между особенностями труда работников гипермаркета и супермаркета не имеется. В связи с тем что гипермаркет в части количества и состава персонала «поглощает» те же показатели супермаркета, мы будем рассматривать особенности труда в расширенном составе – на примере гипермаркета.

На примере конкретных гипермаркетов 4 весь персонал магазина можно разделить на три большие группы:

  • начальный (кассир, продавец, оператор торгового зала, грузчик, промоутер, консультант);
  • производственный (технолог кондитерского или салатного производств, пекарь, повар);
  • средний (менеджер отдела, руководитель отдела, менеджер по персоналу, маркетингу, эксплуатации, логистике и управлению товарными запасами, сотрудники службы безопасности);
  • топ-менеджмент (директор).

Особенности труда работников гипермаркета и связанные с ними проблемы

Особенность 1.

Низкий уровень образования работников и/или небольшой опыт

Проблемы экономического характера:

  1. затраты на обучение сотрудников,
  2. затраты на оплату учебных отпусков и стоимости проезда к месту учебы и обратно.

Проблемы правового характера:

  1. необходимость предоставления льгот в соответствии с главой 26 ТК РФ молодым сотрудникам, совмещающим работу с обучением. К таким «льготам», как известно, относятся предоставление учебного отпуска (который может составлять и четыре месяца, он предоставляется студентам заочной и очно-заочной форм обучения для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов в вузе), во время которого за работником сохраняется средний заработок; а также учебных отпусков без сохранения заработной платы (например, для студентов очной формы обучения) и т.д.;
  2. невозможность установления испытательного срока молодому специалисту, принятому впервые по специальности (ограничение ст. 70 ТК РФ). Так, применительно к должностям работников гипермаркетов испытание при приеме на работу не устанавливается для:
    • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
    • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
    • лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
    • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
    • лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

Особенность 2.

Возраст основной массы сотрудников – от 17 до 35 лет

Проблемы экономического характера:

  1. оплата за счет работодателя медицинских осмотров работников в возрасте до 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
  2. бремя невосполнимого ущерба в случае его нанесения работником, не достигшим 18 лет.

Проблемы правового характера:

  1. необходимость предоставлять гарантии и льготы, установленные главой 42 ТК РФ в отношении работников в возрасте до 18 лет. Так, согласно ст. 265 ТК РФ, запрещается применение труда...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.