Top.Mail.Ru
С одной стороны, использование заемных средств под низкий процент позволяет налогоплательщику пополнить оборотные средства и обеспечить продвижение бизнеса на рынке, с другой стороны, существенно понижает налоговое бремя. Чаще всего займы используются для прикрытия безвозмездной и безвозвратной передачи денежных средств без уплаты налогов. Но налоговые органы неоднозначно воспринимают заемные отношения и нередко видят в этом построение налоговых схем и необоснованное занижение налоговых обязательств. Как, получая кредитные средства под достаточно высокие проценты, передать их по льготному займу интересующей организации, используя налоговую схему, и при этом не попасть под штрафные санкции проверяющих органов, снижая налоговые риски, читайте в статье.

Ситуация с банковскими кредитами в России непростая. Проценты по кредитам очень высоки. Также сложно получить и сам кредит в нужном размере, в результате чего организации прибегают к финансовой помощи близких бизнес-партнеров. В одних случаях это находит свое выражение в коммерческом кредите (отсрочка или рассрочка платежа, авансирование). В иных случаях – это предоставление займа на льготных условиях.

Кредиты в России

В России часты случаи, когда одна организация предоставляет другой займы под процент в размере 1–4% годовых или беспроцентный заем, но при этом сама является заемщиком по кредитному договору в банке. С такой ситуацией можно столкнуться в холдингах, где крупной головной компании легче получить кредит, чем ее «дочке».

Еще одним примером могут служить торговые отношения, когда производитель товара вынужден помогать своим постоянным клиентам (покупателям) с тем, чтобы бесперебойно продавать товар. При этом они кредитуются в банке и предоставляют заемные средства партнерам-покупателям. Налоговики достаточно критично относятся к такой ситуации. Претензии могут быть предъявлены к обеим сторонам договора займа, так как ситуация напоминает построение налоговой схемы, необоснованное занижение налоговых обязательств. Что же происходит в действительности?

При выдаче беспроцентного займа за счет кредитных средств не возникает необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика, так как он действует себе в убыток. На самом деле налоговая экономия может быть достигнута только при согласованности его действий с конечным заемщиком, при условии, когда тот применяет специальный налоговый режим или является убыточной организацией: в этом случае конечный заемщик не смог бы самостоятельно учесть расходы по кредиту в полном размере.

Но налоговые органы выражают свое несогласие с таким способом перераспределения прибыли между организациями, как предоставление беспроцентного займа за счет полученного кредита.

Они считают, что в действиях организации не может прослеживаться предпринимательская цель, если она за счет своих средств производит оплату за полученный кредит и тут же отдает его другому лицу практически задаром. В этом случае они видят не что иное, как искусственное завышение расходов заимодавца с целью занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Требования к заемщику

К заемщику предъявляются иные претензии. Он получил заем на выгодных условиях, но государство не должно страдать от этого. Поэтому он обязан включить в свои доходы сумму экономической выгоды от пользования денежными средствами.

Вместе с тем согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 809) налогоплательщику предоставляется возможность самостоятельно решать вопрос о возможности предоставления займа процентным либо беспроцентным.

Необходимо только соблюдать требование: при совершении сделки не должен нарушаться принцип предпринимательской деятельности и нельзя забывать основную цель любой коммерческой сделки. В данном случае требуется, чтобы представление займа в конечном счете преследовало достижение положительного экономического эффекта. При отстаивании своей позиции налогоплательщику недостаточно будет ссылаться только на статьи Гражданского кодекса РФ. Что же следует предпринять?

Рассмотрим этот вопрос со стороны заимодавца, так как он признает в расходах в целях исчисления прибыли проценты по полученному кредиту, тем самым занижая прибыль.

Напоминаем, что налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций на сумму процентов по кредитным обязательствам в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, принимая во внимание особенности, предусмотренные ст....

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.