Top.Mail.Ru

Оформление договоров в вопросах и ответах: по итогам семинара

Правомерно ли подписание договора несколькими лицами с каждой стороны? Может ли договор быть заключен в выходной день? Как быть с договором, при регистрации которого сотрудник службы делопроизводства обнаружил, что место заключения в нем отсутствует? Что делать, если уволился сотрудник, на которого была выписана доверенность от организации? Что делать с договором, возвращенным от контрагента, если на нем обнаружена факсимильная подпись? В какой форме может быть заключен договор?

В марте-апреле редакция нашего журнала организовала цикл семинаров, последний из которых состоялся 22 апреля и был посвящен «Организации документооборота договоров». Данная тема была раскрыта согласно заявленной программе, и большинство уточняющих вопросов аудитории сместилось в сферу оформления договоров. Ответы на наиболее интересные из них мы и публикуем сейчас.

Вопрос 1

Правомерно ли подписание договора несколькими лицами с каждой стороны?

Как правило, сделки от имени организации подписывает один руководитель. Обращаем внимание на тот факт, что в соответствии с учредительными документами общества сделки могут совершаться одновременно двумя лицами, например, генеральным директором и одним из членов правления. Двойное подписание договоров не редкость в современной договорной практике. Иногда вторая подпись принадлежит главному бухгалтеру, иногда – одному из учредителей (как правило, если он единственный или мажоритарный), иногда – члену коллегиального исполнительного органа или члену совета директоров.

Поэтому подписание договора несколькими лицами с каждой стороны относится к дополнительным требованиям к форме сделки, которые могут быть установлены как соглашением сторон договора, так и учредительными документами одной из сторон.

Вопрос 2

Может ли договор быть заключен в выходной день?

Один и тот же день для одной организации может являться выходным, а для другой – рабочим днем. Так, для коммерческих структур характерен гибкий график, когда отдых может приходиться на будни. Такой порядок работы разрешен статьями 100 и 111 ТК РФ, в соответствии с которыми подобный режим должен быть закреплен коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Для госслужащих характерны выходные в субботу и в воскресенье. Поэтому отвечая на вопрос, может ли договор быть заключен в выходной день, следует учитывать вышеприведенные разъяснения и не рубить с плеча, равняя всех под одну гребенку.

То, что проверяющие органы обращают на это пристальное внимание, доказывает анализ судебной практики.

Пример 1. из судебной практики

Чиновники отказались принять во внимание договоры между организацией и поставщиком, поскольку все они заключены в выходные дни. Фирме отказали в вычете «входного» НДС и доначислили налог. Суд, к счастью, с этим не согласился, отметив, что госслужащие не должны мерить по себе.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 по делу № А66-7721/2005).

Вопрос 3

При регистрации договора сотрудник службы делопроизводства обнаружил, что место заключения этого документа в нем отсутствует. Как быть в данной ситуации?

Сразу поясним, что место заключения договора – это название города или другого населенного пункта. Обычно это то место, где был подписан текст договора или где его участники устно договорились обо всех условиях. В договоре место его заключения указывают на одном уровне с датой заключения. Название города или населенного пункта пишут с заглавной буквы.

От того, в каком месте заключен договор, зависит, по какому законодательству стороны будут его исполнять; в каком суде решать возникшие разногласия (например, в Москве или в Магадане).

Иногда место заключения договора определяет порядок исчисления его цены. Так, если стороны не укажут в договоре цену, то товары, работы или услуги должны быть оплачены по той цене, которая установлена для них в месте заключения договора (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Но кроме всего вышеназванного, место заключения договора может указывать и на его фиктивность.

Пример 2. из судебной практики

Налоговой инспекции удалось доказать, что организация не вправе вычесть «входной» НДС, поскольку она действовала недобросовестно. Один из доводов проверяющих – генеральный директор компании в один и тот же день подписал два договора. В первом указано место заключения г. Новосибирск, а во втором – Москва. Инспекторы, а потом и судьи усомнились в возможности за один день посетить два города, отдаленные друг от друга на тысячи километров. Теоретически это не исключено, но организация не представила документов, подтверждающих командировку сотрудника (билеты, приказ, командировочное удостоверение).

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2006 по делу № Ф04-2025/2006(21208-А45-34).

Учитывая важность такого реквизита, как место заключения договора, в случае если вы обнаружите его отсутствие, следует при­остановить регистрацию договора и сообщить в юридическую службу предприятия. Но если все-таки получится, что стороны не указали место заключения договора, то он считается заключенным в месте жительства гражданина или в месте нахождения юридического лица, предложившего заключить договор.

Вопрос 4

Коммерческому директору ООО «Темп» А.В. Сидорову была выдана доверенность на право подписи договоров купли-продажи автотранспортных средств, при этом доверенность была заключена на срок с 11 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. 04 марта 2011 года А.В. Сидоров уволился по собственному желанию. Как быть с доверенностью, выданной на его имя?

ГК РФ содержит такое понятие, как «прекращение доверенности». В соответствии со ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается в том числе путем отмены доверенности лицом, выдавшим ее. В случае увольнения работника, которому была выдана доверенность, ее необходимо отменить, для этого готовится приказ об отмене доверенности с обязательным указанием даты, с которой это производится. Помимо подготовки приказа об отмене доверенности лицо, выдавшее и отменившее впоследствии доверенность, обязано известить об отмене того, кому доверенность выдавалась, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми доверенность была выдана (п. 1 ст. 189 ГК РФ).

В случае прекращения доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемник обязаны немедленно вернуть доверенность. Все вопросы, связанные с отменой доверенности, включая уведомление третьих лиц и лица, которому она была выдана, срок возврата доверенности, отражаются в приказе.

После возвращения отмененной доверенности ее следует хранить в соответствии со сроками, определенными для доверенностей данного вида в Перечне 2010 года.

Более подробно (с примерами оформления необходимых документов и сроками хранения доверенностей) данный вопрос будет рассмотрен в статье, которая сейчас готовится к публикации в ближайших номерах нашего журнала.

Вопрос 5

На договоре, возвращенном от контрагента, обнаружена факсимильная подпись. Что делать сотруднику службы делопроизводства в этом случае?

В первую очередь необходимо узнать, есть ли соглашение сторон по поводу использования факсимильной подписи, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 160 ГК РФ «использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон». При наличии такого соглашения можете смело определять договор в дело.

Если же между сторонами отсутствует соглашение, то суд не примет во внимание договор, подписанный факсимиле – он сочтет его незаключенным. В этом случае можно порекомендовать возвратить договор ответственному исполнителю или поставить об этом в известность юридическую службу предприятия

Пример 3. из судебной практики

Удовлетворяя требование о признании недействительным договора купли-продажи воздушных судов, суд исходил из того, что нормативных актов, устанавливающих порядок и условия применения факсимильного воспроизведения подписи в случаях купли-продажи недвижимого имущества, нет, как нет и соглашения по поводу использования факсимиле между сторонами по спорной сделке. Поэтому суд счел, что форма спорного договора соблюдена не была и он является недействительным.

(Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.01.2010 по делу № А02-413/2009).

Вопрос 6

В какой форме может быть заключен договор? И в каких случаях договор может быть заключен только в письменной форме?

Договор может быть заключен:

  • устно,
  • в простой письменной форме, а также
  • в форме нотариально удостоверенной или подлежащей государственной регистрации.

При этом в простой письменной форме должны заключаться договоры:

  • между юридическими лицами;
  • юридических лиц с гражданами;
  • между гражданами на сумму свыше 10 МРОТ, если эти сделки не требуют еще и нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?