Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. В статье автор проанализирует порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на подписку. Рассмотрены как предприятия и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, так и лица, применяющие УСН.
Многие предприятия оформляют подписку на различные периодические издания (бухгалтерские, юридические, профильные и т.д.). При этом некоторые компании оплачивают газеты и журналы непроизводственного характера. Подписаться на периодику можно прямо в редакции данного издания, по почте либо в альтернативном агентстве. В данной статье разберемся с порядком налогового и бухгалтерского учетов стоимости периодических изданий.
Расходы на подписку
Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст. 2 закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).
Арбитры сказали, что для подписки на периодические издания заключение отдельного договора и подписание акта выполненных работ в деловом обороте не практикуется (постановление ФАС Московского округа от 20.01.2009 № КА-А40/11945-08).
Налог на прибыль
Пунктом 29 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, отнесены расходы на оплату подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу.
Общество необоснованно отнесло расходы на подписку газет «Наш город», «Аргументы и факты», «Труд», «Шахтер» к производственным затратам, поскольку данные периодические издания носят общеинформационный характер и, следовательно, непосредственно не влияют на производственную деятельность Общества (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2006 № Ф04-9903/2005(18741-А27-40)).
Между тем организация вправе учесть в составе расходов затраты на подписку нескольких печатных изданий, если эти журналы используются в производственной деятельности организации. Речь здесь идет о подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией).
Разрешается принимать в расходы и стоимость нескольких печатных изданий по одной тематике (письмо Минфина от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/279).
Кстати, на основании ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
«Российская газета» — ежедневное издание, и проставляемая в нем дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов.
«Собрание законодательства Российской Федерации» — еженедельное издание, дата которого является датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, в связи с чем опубликованный в журнале закон доходит до адресатов значительно позже даты, проставленной на журнале.