Top.Mail.Ru

Значение разъяснений Минфина для применения законодательства о налогах и сборах

В статье на основе изучения широкого круга подзаконных актов и судебно-арбитражной практики рассматривается значение письменных разъяснений Министерства финансов РФ в применении законодательства о налогах и сборах. В рамках этого раскрывается содержание права на получение разъяснений, анализируются условия для применения разъяснений в практической деятельности налогоплательщиков, а также рассматриваются основания для их обжалования.
В системе прав налогоплательщиков особое место занимает право на получение от Министерства финансов РФ письменных разъяснений о порядке применения законодательства РФ о налогах и сборах. В настоящее время в справочных правовых системах размещено более тысячи писем Министерства финансов РФ, в которых даны разъяснения по разнообразным сложным вопросам налогообложения. О том, как использовать эти письма в своей деятельности, какими правилами при этом нужно руководствоваться, пойдет речь в настоящей статье.

Право на получение разъяснений

Одним из важных принципов законодательства о налогах и сборах является его определенность и ясность как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Нормативное закрепление этого принципа содержится в п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В то же время в литературе нередко можно встретить справедливые суждения о том, что отечественное налоговое законодательство, несмотря на свой кодифицированный характер, во многом остается излишне казуальным и в целом несовершенным и содержит много пробелов.

Одним из средств преодоления этой сложной для налогоплательщиков ситуации является закрепление за ними права на получение от финансовых органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах1. Относительно применения федерального законодательства о налогах и сборах такие разъяснения уполномочено давать Министерство финансов РФ, относительно применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ, относительно применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы муниципальных образований.

Содержание этого субъективного права составляет возможность налогоплательщика в случае неясности для него какой-либо нормы законодательства о налогах и сборах обратиться в финансовый орган (чаще всего – в Министерство финансов РФ) с просьбой разъяснить ее смысл и порядок применения. Как отметил в одном из своих выступлений заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин, «мы отвечаем на запрос налогоплательщика, если конкретную ситуацию могут регулировать несколько норм, когда возможен пробел в законодательстве и т.д. Наш ответ построен на методологическом разъяснении законодательства не только налогового, но и отраслевого: гражданского, семейного, трудового» 2. Письменное обращение налогоплательщика должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц. Ответ Министерства финансов РФ оформляется в виде письма.

В п. 11.3 Регламента Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Министерства финансов от 23.05.2005 г. № 45н 3, приведен перечень ситуаций, при которых Министерство финансов РФ может отказать налогоплательщику в предоставлении разъяснений. К ним относятся случаи, когда:

  1. в обращении не указана (указана неразборчиво) фамилия налогоплательщика или почтовый адрес, по которому следует прислать ответ, либо не поддается прочтению сам текст обращения,
  2. ответ на обращение по существу невозможен без разглашения охраняемой законом тайны,
  3. в тексте обращения используются нецензурные либо иные оскорбительные или угрожающие формулировки,
  4. ответ на обращение не входит в компетенцию Министерства финансов РФ.

Во всех перечисленных случаях (за исключением неразборчивого обратного адреса) налогоплательщику направляется уведомление, в котором указывается причина, почему его обращение не может быть рассмотрено по существу.

Институт разъяснений финансовыми органами налогового законодательства широко распространен и в зарубежных странах, где он получил устоявшееся наименование фискального рескрипта (от франц. rescrit fiscal). Правда, в отличие от российского законодательства, в законодательстве других государств прослеживается четкое различие между письменным разъяснением действующего законодательства и предварительным согласованием налоговых последствий сделки.

Например, в США различается толкование налоговых нормативных актов, которые публикуются администрацией (revenue ruling), и письменные ответы администрации налогоплательщику (private ruling), предварительно обратившемуся с запросом о сделке, которую он намеревался заключить 4.

Согласно ст. L 64 В Свода фискальных процедур Франции процедура фискального рескрипта предоставляет всякому налогоплательщику возможность направить администрации запрос о правомерности операции, которую он намеревается осуществить. По существу, речь идет о возможности, имеющейся в распоряжении любого налогоплательщика, получить письменную консультацию в налоговой администрации до заключения контракта или соглашения, представив ей все необходимые документы. Администрация должна указать в ответе, усматриваются ли в операции, по ее мнению, признаки злоупотребления правом. Если по окончании шестимесячного срока она не дала никакого ответа налогоплательщику, он имеет основания полагать, что соответствующее соглашение правомерно. Администрация оказывается, таким образом, «связанной» как своим положительным...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Налоговые риски договора простого товарищества

Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам

Налоговая проверка может привести к штрафу по ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных налоговиками документов. И ладно бы, если размер штрафа окажется незначительным. Но встречаются и многомиллионные суммы. На основе анализа судебной практики рассмотрения налоговых споров мы подобрали четыре аргумента, которые помогают успешно оспаривать штрафы или хотя бы снижать их размеры. Сможете пополнить свою «копилку» судебных актов по делам, разрешенным в пользу налогоплательщиков, и использовать приведенные нами аргументы на практике в случае налоговых споров по схожим обстоятельствам.