В статье на основе изучения широкого круга подзаконных актов и судебно-арбитражной практики рассматривается значение письменных разъяснений Министерства финансов РФ в применении законодательства о налогах и сборах. В рамках этого раскрывается содержание права на получение разъяснений, анализируются условия для применения разъяснений в практической деятельности налогоплательщиков, а также рассматриваются основания для их обжалования.
В системе прав налогоплательщиков особое место занимает право на получение от Министерства финансов РФ письменных разъяснений о порядке применения законодательства РФ о налогах и сборах. В настоящее время в справочных правовых системах размещено более тысячи писем Министерства финансов РФ, в которых даны разъяснения по разнообразным сложным вопросам налогообложения. О том, как использовать эти письма в своей деятельности, какими правилами при этом нужно руководствоваться, пойдет речь в настоящей статье.
Право на получение разъяснений
Одним из важных принципов законодательства о налогах и сборах является его определенность и ясность как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Нормативное закрепление этого принципа содержится в п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В то же время в литературе нередко можно встретить справедливые суждения о том, что отечественное налоговое законодательство, несмотря на свой кодифицированный характер, во многом остается излишне казуальным и в целом несовершенным и содержит много пробелов.
Одним из средств преодоления этой сложной для налогоплательщиков ситуации является закрепление за ними права на получение от финансовых органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах1. Относительно применения федерального законодательства о налогах и сборах такие разъяснения уполномочено давать Министерство финансов РФ, относительно применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ, относительно применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы муниципальных образований.
Содержание этого субъективного права составляет возможность налогоплательщика в случае неясности для него какой-либо нормы законодательства о налогах и сборах обратиться в финансовый орган (чаще всего – в Министерство финансов РФ) с просьбой разъяснить ее смысл и порядок применения. Как отметил в одном из своих выступлений заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин, «мы отвечаем на запрос налогоплательщика, если конкретную ситуацию могут регулировать несколько норм, когда возможен пробел в законодательстве и т.д. Наш ответ построен на методологическом разъяснении законодательства не только налогового, но и отраслевого: гражданского, семейного, трудового» 2. Письменное обращение налогоплательщика должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц. Ответ Министерства финансов РФ оформляется в виде письма.
В п. 11.3 Регламента Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Министерства финансов от 23.05.2005 г. № 45н 3, приведен перечень ситуаций, при которых Министерство финансов РФ может отказать налогоплательщику в предоставлении разъяснений. К ним относятся случаи, когда:
- в обращении не указана (указана неразборчиво) фамилия налогоплательщика или почтовый адрес, по которому следует прислать ответ, либо не поддается прочтению сам текст обращения,
- ответ на обращение по существу невозможен без разглашения охраняемой законом тайны,
- в тексте обращения используются нецензурные либо иные оскорбительные или угрожающие формулировки,
- ответ на обращение не входит в компетенцию Министерства финансов РФ.
Во всех перечисленных случаях (за исключением неразборчивого обратного адреса) налогоплательщику направляется уведомление, в котором указывается причина, почему его обращение не может быть рассмотрено по существу.
Институт разъяснений финансовыми органами налогового законодательства широко распространен и в зарубежных странах, где он получил устоявшееся наименование фискального рескрипта (от франц. rescrit fiscal). Правда, в отличие от российского законодательства, в законодательстве других государств прослеживается четкое различие между письменным разъяснением действующего законодательства и предварительным согласованием налоговых последствий сделки.
Например, в США различается толкование налоговых нормативных актов, которые публикуются администрацией (revenue ruling), и письменные ответы администрации налогоплательщику (private ruling), предварительно обратившемуся с запросом о сделке, которую он намеревался заключить 4.
Согласно ст. L 64 В Свода фискальных процедур Франции процедура фискального рескрипта предоставляет всякому налогоплательщику возможность направить администрации запрос о правомерности операции, которую он намеревается осуществить. По существу, речь идет о возможности, имеющейся в распоряжении любого налогоплательщика, получить письменную консультацию в налоговой администрации до заключения контракта или соглашения, представив ей все необходимые документы. Администрация должна указать в ответе, усматриваются ли в операции, по ее мнению, признаки злоупотребления правом. Если по окончании шестимесячного срока она не дала никакого ответа налогоплательщику, он имеет основания полагать, что соответствующее соглашение правомерно. Администрация оказывается, таким образом, «связанной» как своим положительным...