Собственники бизнеса и топ-менеджеры периодически встают перед выбором: получать им дополнительно к базовому бизнес-образование или ограничиться курсами повышения квалификации или семинарами? Это особенно актуально для ИП с небольшим штатом сотрудников, ведь в таком случае у собственника бизнеса зачастую нет финансовой возможности да и острой необходимости нанимать отдельного человека, который обучал бы кадры. В данном материале предприниматели делятся своим мнением относительно бизнес-образования и своим опытом его получения.
Собственники бизнеса и топ-менеджеры периодически встают перед выбором: получать ли им дополнительно к базовому бизнес-образование или ограничиться курсами повышения квалификации или семинарами? Это особенно актуально для ИП с небольшим штатом сотрудников, ведь в таком случае у собственника бизнеса зачастую нет финансовой возможности да и острой необходимости нанимать отдельного человека, который обучал бы кадры. И тогда лидер компании становится не только идейным вдохновителем, но и практикующим тренером.
Из программистов – в директора аптек
Генеральный директор сети аптек «№ 313» Ольга Маячкина пришла в фармацевтический бизнес совершенно из другой сферы деятельности. Десять лет она проработала в технической области: была начальником IT-отдела аптечной сети. А когда в 2007 году ее пригласили на должность руководителя сети аптек «№ 313», она готова была практически сразу же отказаться, потому что одно дело – руководить определенным направлением, другое – возглавлять весь комплекс. Но все-таки приняла предложение. И буквально через два месяца поступила в Высшую школу экономики, на специальность «Производственный менеджмент». Чтобы быть подкованной теоретически, овладеть навыками и стать успешным руководителем, она решила получить бизнес-образование. Обучение она закончила в июне 2010 года. По ее мнению, практика без теории – ничто. «Наше классическое общеуниверситетское образование учит самому главному – учиться, дает теоретические знания. Да, практика важна, но без теории узко применима, узко специализирована, – говорит эксперт. – На практике тебя обучают принимать определенные решения при возникновении конкретной ситуации, но, не имея теоретических знаний, ты не сможешь принять необходимые решения в любых других случаях. Поэтому теория – это основа всего».
«Мое мнение таково, что успешный бизнесмен-собственник должен обладать определенной харизмой, характером, потому что очень часто в бизнесе нужно принимать жесткие решения. Знания служат хорошей помощью в управлении каким-либо процессом. Но чтобы им управлять, нужно понимать суть этого процесса. Теоретические знания нужны и для того, чтобы руководитель мог контролировать результаты работы, иметь представление о показателях качества деятельности своей компании, своих сотрудников», – говорит Ольга Маячкина.
Бизнесмен может и не иметь образования
Очень часто самые успешные бизнесмены-собственники – это люди без образования. Таких примеров много. «Но когда читаешь всевозможную литературу о современных предпринимателях, все-таки понимаешь, что они в итоге идут куда-то учиться. Знания просто необходимы. А есть еще вариант человека с хорошей интуицией, для которого характерно приобретение знаний в процессе ведения бизнеса, – высказывает свое мнение генеральный директор сети аптек «№ 313» Ольга Маячкина. – Наличие образования помогает сократить период получения знаний на основе собственного жизненного опыта. Многое, что ты получил путем проб и ошибок, возможно, уже давно известно и описано в теории. Я считаю, что для меня полученные в процессе бизнес-образования знания оказались очень полезными. Раз уж я решила кардинально сменить область деятельности, мне было бы стыдно занимать такую должность, не имея соответствующего образования», – резюмирует Ольга.
Она также отметила, что вся полученная в процессе обучения информация оказалась весьма полезной для нее и бизнеса в целом. И особенно удачным для нее явилось то, что в процессе обучения, она могла оценивать знания применительно к собственной практике, на примере компании, определяя для себя, как генерального директора, какие у сети проблемы на сегодня, что и каким образом можно улучшить. На данном этапе своей карьеры она планирует качественно применить полученные знания на практике. «Получая первое высшее образование, ты приобретаешь в основном общетеоретические знания. А уже при втором высшем получаешь знания больше с практической точки зрения, – говорит фармацевт Анна Большова. – Но сейчас, наверное, молодежь работает и во время получения своего первого высшего образования. И это, в принципе, правильно. Чтобы получить практические навыки, достаточно, думаю, и курсов. А высшее образование потому и высшее, что дает основу, умения, навыки».
Вдохновение – из музыки и путешествий
Собственник и генеральный директор аптечной сети «Аптека района» Александр Шалунов получил медицинское и юридическое образование, а сейчас обучается в консерватории. «Считаю, что творчество благотворно влияет на ведение бизнеса, меняя мировосприятие делового человека и его отношение к людям. Часто творческий подход к делу позволяет взглянуть на любую проблему под иным углом и найти ответ на вопрос там, где его никто не ждет», – говорит Александр Шалунов.
Собственник и генеральный директор аптечной сети «ПИК НН» Герман Князев получил высшее военное и инженерно-командное образование. «С 1991 года я занимаюсь бизнесом, – говорит эксперт. – Первая точка сети «ПИК НН» была открыта в 1996 году. За это время я прошел несколько стажировок за рубежом и получил дополнительное экономическое образование по организации аптекарского бизнеса. Это было необходимо. Считаю, что получать новые знания и навыки следует постоянно, черпать их из общения с коллегами, читать специализированную литературу по технологиям ведения бизнеса, посещать семинары».
Оба собственника, понимая важность постоянного роста в профессии, уделяют большое внимание вопросу образования в собственной сети. «При компании с 2000 года работает Центр повышения квалификации. Его пришлось ввести с момента активной развитии розничной сети, — говорит Герман Князев. — В этот момент мы столкнулись с проблемой подбора персонала. Как и в других отраслях, выходящие из стен медицинских училищ молодые ребята не готовы сразу же приступить к работе. Задача дообучения легла на службу персонала. Изначально в нашей службе персонала работали те люди, которые могут и набрать, и обучить людей». При этом человека обучают еще и тактике продаж, которая обеспечивала бы сети хорошую доходность. «Получать ли человеку бизнес-образование, решать ему. А нам важно стандартизировать знания своих сотрудников», — говорит Александр Шалунов.
Теоретик или практик? Вот в чем вопрос
Генеральный директор компании или собственник бизнеса сам решает, получать ли ему дополнительное бизнес-образование или ограничиться саморазвитием. Генеральный директор компании «Event make» Эльвира Барбашова считает, что в качестве лекторов в бизнес-образовании выступают, как правило, теоретики. «И это плохо, так как большинство рассматривают бизнес-образование как возможность научиться именно навыкам, которые можно использовать в бизнесе, – говорит эксперт. – Мы сами находим по всей России тех людей, которые могут именно «вести», а не «читать» занятия. То есть они делятся своими навыками, опытом в бизнесе. Найти таких людей, которые бы хорошо говорили и при этом являлись топ-менеджерами с богатым опытом или же собственниками бизнеса, очень сложно». В их поисках приходится ездить по городам и находить таких людей. По ее словам, часто бизнес-образование является неким базисом, а вот посещение семинаров и курсов, которые ведут практики, — как раз той важной составляющей, без которой в бизнесе никуда.
Генеральный директор ГК «Симона» Ольга Никитина считает, что любое практическое дело, во-первых, требует владения именно теоретическими знаниями. «В частности, для ведения бизнеса необходимо знать, как грамотно поставить цель. Именно она определяет будущее организации, — говорит эксперт. — Для грамотной постановки цели нужно предварительно проанализировать сложившуюся на данный момент ситуацию и сделать прогноз на будущее. Далее спланировать, какими средствами и способами будет достигаться поставленная цель, а для этого необходимо иметь полное представление об инструментарии. Важно правильно определить подходящие для реализации именно этой цели средства и способы, ведь только от них будет зависеть полученный результат». Во-вторых, по словам нашего эксперта, кроме теории, необходимо опираться на уже имеющийся опыт ведения бизнеса (свой либо чужой), учитывать плюсы и минусы, вырабатывать оптимальную стратегию.
Генеральный директор сети агентств недвижимости «Чекни» Анатолий Рябинкин любит цитировать фразу своего учителя, профессора Михаила Матиашвили: «Теория менеджмента – это обобщение практики». «Если говорить о старой советской школе менеджмента, то можно многое от нее перенять. Тогда люди получали базовое высшее образование, допустим, техническое. Затем начинали работать по профессии, например, в качестве инженера. И если у человека появлялись желание и возможности заняться управленческой деятельностью, он шел в высшую партийную школу», — говорит Анатолий. Он считает такой путь правильным, так как человек должен обладать базовыми навыками и глубокими теоретическими знаниями той профессии, в которой он собирается развиваться. Тогда информация по менеджменту ляжет на благодатную почву. И только в этом случае дополнительное образование станет весьма полезным. Анатолий Рябинкин шел в своем развитии по первому пути. После базового образования он обучался по президентской программе подготовки управленческих кадров и MBA. «В целом эти программы похожи: читаются примерно одни и те же основные дисциплины. Полученная в ходе обучения информация оказалась вполне достаточной в качестве базовых знаний. Но это было 10 лет назад, — отмечает эксперт. — И затем, как только я чувствую недостаток информации, черпаю ее из курсов и литературы. Также следует как можно чаще общаться с коллегами и партнерами: они служат источником полезной для бизнеса информации». Анатолий Рябинкин уверен, что одни из лучших преподавателей – те люди, которые являются в бизнесе одновременно и теоретиками, и практиками. Важно, чтобы информация подавалась легко, азартно.
Самое главное – возможность применить
Эльвира Барбашова считает, что для достижения результатов в бизнесе самое главное – чтобы человек обладал не только теоретическими знаниями, но и теми навыками, которые можно применить в бизнесе. Эти знания могут донести преподаватели с практическим навыком консультирования или ведения собственного дела. Нужно знать о подводных камнях, которые в бизнесе типичны. «Хочется узнать о том, как правильно подбирать себе команду и как ею руководить, как развивать свой бизнес. Конечно, теория тоже важна. Каждый человек обычно сам интуитивно чувствует, каких конкретно знаний ему не хватает, и может почерпнуть эту информацию из книг», – говорит она. Генеральный директор компании «Event make» также считает, что топ-менеджерам, генеральным директорам и управляющим надо учиться «мартышничать» – подражать успешным людям, которые добились своего в бизнесе. Следить за их поведением, их настроем, внимательно слушать их выступления – это очень важно. Таким образом можно найти ответы на многие вопросы.
Генеральный директор сети агентств недвижимости «Чекни» Анатолий Рябинкин полагает, что для успешного ведения бизнеса в первую очередь требуется знание самого себя, своих возможностей. Во-вторых, знание рынка, в котором ты работаешь. «Для меня обучение – это курсы по маркетингу, которые я стараюсь посещать как можно чаще, а также книги, известные бестселлеры. Я также постоянно изучаю достижения своих конкурентов, чтобы по возможности адаптировать их креативные идеи под свою компанию, – говорит Анатолий Рябинкин. – Чтобы придумать и внедрить нестандартный ход, важно следить за окружающей средой – конкурентами, партнерами. Правда, многое зависит от размера компании: чем он ближе к вашей, тем лучше, т.к. легче будет внедрять различные технологии и возможности продвижения бренда».
В качестве критериев оценки полезности бизнес-обучения эксперты назвали следующие моменты. «Не буду оригинальной. Если полученные знания можно использовать на практике, бизнес-обучение полезно. Правда, бывает и так, что сначала тебе кажется, что эти знания могут и не понадобиться, однако они могут «выстрелить» спустя какое-то время. Причем часто помогают знания именно из смежных областей – философии, психологии», — говорит Эльвира Барбашова. Для Ольги Никитиной основным критерием оценки полезности бизнес-обучения является построение его на анализе реальных бизнес-проблем, на разборе реальных ситуаций из российской деловой практики, а также изложение материала таким образом, чтобы это давало возможность сочетать процесс обучения с воплощением полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Все эксперты сошлись в одном: если полученные знания можно использовать на практике, значит, они эффективны и полезны.
Материал подготовлен Мариной Сипатовой