В законодательство о ценных бумагах в очередной раз были внесены поправки. На этот раз изменения стали, пожалуй, самыми масштабными за последнее время. Они призваны кардинальным образом изменить существующую систему раскрытия информации и повысить ответственность руководства, инвесторов, акционеров и других партнеров компаний. О новых взаимоотношениях при решении корпоративных вопросов можно узнать из данной статьи.
Регулятор российского рынка ценных бумаг продолжает активно реформировать взаимоотношения участников рынка, изменять правила и процедуры их деятельности. 4 октября 2010 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменениям подвергся не только основной документ, регулирующий отношения в данной сфере, – Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но и ряд других важнейших нормативных документов, охватывающих большой спектр вопросов деятельности экономических субъектов: Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Кодекс об административных правонарушениях РФ. Необходимо сказать о том, что все перечисленные изменения вступают в силу с 27.04.2011 г., за исключением вопроса об освобождении от обязанности раскрывать/предоставлять информацию (такое право у эмитента появляется уже с 01.01.2011 г.).
Новые понятия
Стоит начать с того, что в измененной редакции Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) появились новые термины. И именно появление новых категорий лиц позволяет более четко обозначать взаимоотношения между участниками корпоративного управления. В первую очередь речь идет о ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, в которой прописано, какие лица именуются контролирующими и подконтрольными лицами.
Контролирующее лицо — лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) – юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
При этом в отношении обоих терминов делается оговорка, что они используются только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. В частности, информацией о контролирующих и подконтрольных лицах дополняется проспект ценных бумаг.
Фрагмент документа
Ст. 22 «Общие требования к содержанию проспекта ценных бумаг»
П. 5. К подробной информации об эмитенте относится информация:
… о подконтрольных эмитенту организациях, на каждую из которых приходится не менее 5 процентов консолидированной стоимости активов или не менее 5 процентов консолидированного дохода, определенных по данным последней сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента, а также об иных подконтрольных эмитенту организациях, которые, по его мнению, оказывают существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения группы организаций, в которую входят эмитент и подконтрольные ему лица (далее — подконтрольная эмитенту организация, имеющая для него существенное значение).
П. 8. К сведениям об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность, относятся:
… для участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, сведения о контролирующих их лицах, а в случае отсутствия таких лиц — об их участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами их обыкновенных акций.
П. 9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента и иная финансовая информация представляют собой:
… сводную бухгалтерскую (консолидированную финансовую) отчетность эмитента и (или) группы организаций, являющихся по отношению друг к другу контролирующим и подконтрольным лицами либо обязанных составлять такую отчетность по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, если хотя бы одной из указанных организаций является эмитент … за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год с приложением аудиторского заключения в отношении указанной отчетности.
Впрочем, понятия контролирующих и подконтрольных лиц содержатся, например, в Федеральном законе от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), хотя именуются они основным и дочерним обществами. Так, дочерним обществом признается общество, «если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». А основным обществом (товариществом) считается лицо, «которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества». Таким образом, вполне очевидно, что понятия в Законе о рынке ценных бумаг и Законе об акционерных обществах тесно перекликаются.
Принципиальное новшество Закона о рынке ценных бумаг, связанное с передачей информации, состоит в появлении процедуры «представления информации». Надо сказать, что до этого ФСФР России регулировало только процесс раскрытия информации. Так, в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг «под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом». Эта формулировка в новой редакции Закона о рынке ценных бумаг не подверглась изменениям. Но добавилась новая процедура – предоставление информации. «Под предоставлением информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение этим кругом лиц. Предоставленной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее предоставлению определенному кругу лиц». Следует отметить, что в зависимости от целей и сферы регулирования определение «предоставления информации» в разных нормативно-правовых актах могут расходиться. Например, в одном из приказов Роспатента представление информации трактуется иным образом: «это воспроизведение (преподнесение, презентация) информации в любом виде, в том числе на материальном носителе» 1. Более приближено к Закону о рынке ценных бумаг описание процедуры представления информации в Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц». Тем не менее в Законе о рынке ценных бумаг особый акцент делается на то, что отправитель информации гарантирует ее получение конкретным заинтересованным лицом.
Необходимость ввода понятия «представления информации» обусловлена тем, что теперь на эмитента в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) его эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, возлагается обязанность сопровождать каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг либо раскрытием информации, либо предоставлением информации. До внесения поправок наличие зарегистрированного проспекта ценных бумаг неизбежно означало...