Top.Mail.Ru

Руководитель: психологические аспекты общения

Каждый специалист применяет в работе профессиональный инструментарий. Но кроме него, люди используют вещи, которые не видны стороннему наблюдателю. Это компетенции, то есть знания, навыки, умения, опыт, которыми обладает человек и без которых не обойтись ни в одном деле. Порой эти «невидимые инструменты» имеют даже большее значение, чем осязаемые орудия производства. Например, можно иметь полный набор хирургических приспособлений, но при этом не уметь удалить аппендикс, в то время как известны случаи, когда опытные хирурги, используя подручные материалы, с успехом проводили такие операции. Что же является главным орудием труда в работе руководителя?
В работе каждого профессионала есть свой инструментарий. Но помимо этого есть такие «помощники специалиста», которые не видны стороннему наблюдателю. Это компетенции, то есть знания, навыки, умения, опыт, которыми обладает человек и без которых не обойтись ни в одном деле. Порой эти «невидимые инструменты» имеют даже большее значение, чем осязаемые орудия производства. Например, можно иметь полный набор хирургических приспособлений, но при этом не уметь удалить аппендикс, в то время как известны случаи, когда опытные хирурги, используя подручные материалы, с успехом проводили такие операции.

Что же является главным орудием труда в работе руководителя? Конечно же, это не телефон, электронная почта, Интернет и кабинет для проведения рабочих совещаний. Самым важным инструментом является способность руководителя общаться, выстраивать взаимоотношения с коллективом и своими подчиненными. Конечно, уметь планировать, разрабатывать мотивационные схемы, определять стратегические цели руководителю важно. Но если он не может взаимодействовать с сотрудниками, все это бессмысленно, потому что самые лучшие идеи так и останутся на бумаге, не дойдя до сердца и голов подчиненных.

Руководителю необходимо периодически «настраивать» инструменты, то есть оттачивать навыки общения, потому что в работе каждого управленца есть подводный камень: как правило, начальники, долгое время находящиеся на своих должностях, со временем перестают замечать собственное поведение, не видят себя со стороны, глазами своих подчиненных. Многие даже забывают о том, что основная их обязанность – уметь общаться с подчиненными, грамотно выстраивать отношения.

Общение под микроскопом

  • Важно не что, важно – как
  • (народная мудрость)
  • Из чего же состоит человеческое общение вообще и общение руководителя с подчиненными в частности? Коммуникативное взаимодействие – это далеко не только слова. Человеческое общение состоит, по крайней мере, из двух больших «пластов»: во-первых, вербального – это речь, т.е. слова, понятия, смыслы, а во-вторых, так называемого невербального воздействия, в состав которого входят мимика, жесты, поза, неречевые голосовые характеристики, такие, как громкость, тон голоса, тембр. Многие люди полагают, что в структуре коммуникации «ведет» речь, но это не так. Огромное значение и силу воздействия имеют именно невербальные проявления поведения.

Пример 1

Президент одного из крупных отечественных банков, Александр С., пользуется своеобразной репутацией. Руководители подразделений просто боятся бывать на совещаниях у своего босса. В ходе рабочих собраний Александр С. расспрашивает своих подчиненных об успехах, трудностях (т.е. занимается обычной деятельностью начальника) и дает распоряжения и советы. Однако делает это таким образом: глядит в стол прямо перед собой, говорит монотонным голосом и вдруг, совершенно внезапно, поднимает голову, устремляя яростный взгляд на того или иного сотрудника. По рассказам очевидцев, такое поведение производит самое ужасное впечатление. Кроме вполне объяснимого ощущения страха, многие сотрудники даже начали страдать нервными расстройствами, бессонницей.

Таким образом, влияние, которое оказывает руководитель на коллектив своим поведением (именно невербальным, а не речью), велико. Иногда, например, первое лицо предприятия обладает столь высоким авторитетом (хотя это не всегда очевидно), что может влиять на настроение сотрудников всей фирмы движением бровей, мимолетным изменением мимики.

Для руководителя важно корректно общаться не только для формирования благоприятной атмосферы в коллективе, но и просто для того, чтобы отдать распоряжение или приказ сотруднику. От того, каким тоном дано задание, зависит и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.

Бизнес на халяву, или Что можно получить в рамках спонсорства

Обычно у предпринимателей термины «спонсор» и «спонсорство» вызывают весьма неоднозначные ассоциации. Большинство считает, что спонсорские проекты – это удел крупных и высокодоходных компаний, которым «деньги девать некуда». А некоторые и вовсе уверены, что спонсорство и благотворительность – это одно и то же, и уж точно никаких доходов от него ожидать не стоит. На деле различные спонсорские проекты – отличная возможность для развития собственного бизнеса. Остается только разобраться в том, какие выгоды кроются в понятии «спонсор».