Top.Mail.Ru

Пожарная безопасность в свете последних изменений законодательства

Каждому предпринимателю, имеющему в собственности или арендующему помещение, следует иметь в виду, что с 1 мая вступил в силу новый Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Автор статьи подробно описывает мероприятия, которые следует осуществить ­во исполнение требований нового закона.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон). Его принятие обусловлено требованиями другого нормативно-правового акта – Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определяющего сроки и порядок принятия в Российской Федерации технических регламентов. В связи с этим каждому предпринимателю, имеющему в собственности имущество, к которому установлены или могут быть установлены требования пожарной безопасности (здания, помещения, оборудование, агрегаты, продукция и т.д.), следует принимать меры, предусмотренные Законом, в целях обеспечения пожарной безопасности данного имущества (объекта защиты). В чем они заключаются?

Проект Закона подготовлен МЧС России и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в рамках реализации Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.11.2004 г. № 1421-р.

Фрагмент документа

Пункт 7 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

«Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении».

Целью принятия Закона является защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. При этом Закон имеет высшую юридическую силу над остальными техническими регламентами в части, касающейся пожарной безопасности.

Фрагмент документа

Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

«Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности».

Положения Закона являются обязательными при:

  1. проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  2. разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
  3. разработке технической документации на объекты защиты.

Фрагмент документа

Подпункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

«... объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре».

Система обеспечения пожарной безопасности имущества предпринимателя включает систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, данная система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В законодательстве по вопросам пожарной безопасности имеется ряд проблем. Во-первых, это гигантское (более двух тысяч) количество нормативных документов, содержащих свыше 150 тысяч требований, которыми сегодня руководствуются около 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. Во-вторых, документы имеют различный юридический статус, часто противоречат или дублируют друг друга. Все это затрудняет их применение как собственниками объектов противопожарной защиты, так и надзорными органами.

И хотя Закон не признает утратившим силу ни один из этих документов, применение их после 1 мая 2009 года ограничено Законом, которым теперь нужно руководствоваться в вопросах обеспечения пожарной безопасности в первую очередь.

Обеспечение пожарной безопасности

Закон устанавливает требования к обеспечению пожарной безопасности объектов и имущества предпринимателя. Согласно ст. 6 Закона пожарная безопасность объектов и имущества считается обеспеченной, если:

  • 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. В настоящее время в Российской Федерации помимо Закона приняты следующие федеральные законы о технических регламентах:
    • Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (в основной части вступает в силу в декабре 2009 года);
    • Федеральный закон от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;
    • Федеральный закон от 24.06.2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»;
    • Федеральный закон от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;

Пример 1

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» в целях производственной безопасности персоналу, занятому в процессе производства пищевой масло-жировой продукции, запрещается курить в производственных помещениях.

  • 2) пожарный риск (т.е. мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей) не превышает допустимых значений, установленных Законом.

Пример 2

Согласно Таблице 16 Приложения к Закону допустимое значение расстояния от станции технического обслуживания автомобилей (СТО) до общественных зданий (при количестве постов до 10) составляет 15 метров. Поэтому размещение СТО на расстоянии менее 15 метров от общественных зданий является превышением допустимого значения пожарного риска, установленного Законом.

Пожарная безопасность имущества и объектов предпринимателя, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных Законом.

Пример 3

На сегодняшний день ни один из существующих федеральных законов о технических регламентах (за исключением Федерального закона от 24.06.2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию») не содержит специальных требований в области пожарной безопасности. Поэтому любому предпринимателю достаточно в своей деятельности руководствоваться только Законом, чтобы считалось, что все указанные требования им соблюдены.

Предпринимателю следует помнить, что согласно п. 3 ст. 6 Закона при выполнении обязательных требований пожарной безопасности,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.