Top.Mail.Ru

Проверка органами внутренних дел

Появление в офисе людей в милицейской форме обычно вызывает у бизнесменов не самые приятные эмоции. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.

В конце прошлого века редкая организация не была осчастливлена визитом крепких мужчин в масках и с оружием. Милицейские проверки мало отличались от рейдерских атак не только внешне, но и по сути: спасти бизнес после «визитов» удавалось далеко не всем. Те времена постепенно уходят в прошлое, «маски-шоу» становятся довольно редким явлением, тем не менее проверка деятельности компании органами МВД до сих пор вызывает у предпринимателей не самые приятные ассоциации. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.

Как закон регламентирует милицейские ревизии

Прежде чем определиться с основными принципами и способами защиты компании при проведении проверок органами МВД, необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок их проведения. Верховенство в ней принадлежит Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Особое внимание хотелось бы обратить на положения Конституции, закрепляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также положения о неприкосновенности жилища. Нарушение данных видов неприкосновенности возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Следующие по юридической силе действия в данной системе правоотношений являются кодексы, а именно: Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Так, в Уголовном кодексе преступления, по факту которых могут проводиться указанные проверки, закреплены статьями 158–204. В их перечень входят: незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита; недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет порядок процессуальных действий при проведении данных проверок по факту уголовных преступлений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Глава 14 КоАП РФ определяет такие виды правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена и др. Также КоАП РФ устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Главой 6 Налогового кодекса установлен порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при проведении выездных налоговых проверок.

Ниже по иерархии располагаются Федеральные законы: Закон РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», Закон РФ № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

Специальными нормами являются инструкции, утвержденные приказами МВД РФ. Их две:

  1. Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденная приказом МВД РФ от 16.03.2004 г. № 177. Она регулирует порядок проверок, связанных с обнаружением налоговых преступлений. Данная инструкция адресована подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений.
  2. Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная приказом МВД России от 02.08.2005 г. № 636 (далее – Инструкция № 636). Она регулирует порядок проведения проверок и ревизий, связанных с обнаружением иных преступлений в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере. Данная инструкция адресована Управлению по борьбе с экономическими преступлениями, входящему в состав Департамента экономической безопасности МВД России.

Процедура проведения проверок

Проверки и ревизии в целом проводятся по единому алгоритму.

1-й шаг. Вынесение уполномоченным должностным лицом (в большинстве случаев – начальником ОВД или его заместителем) органа внутренних дел постановления о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности по форме, приведенной в приложении № 1 к Инструкции № 636 (Пример 1).

Пример 1

Перечень уполномоченных должностных лиц содержится в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636, и именно им следует руководствоваться организациям и индивидуальным предпринимателям при появлении сотрудников милиции с подобным постановлением на руках. В постановлении определяется состав сотрудников милиции, которые будут участвовать в проверке1. Инструкция допускает, что проверки могут проводиться и одним сотрудником милиции, о чем свидетельствуют формулировки в формах актов, приведенных в приложениях № 5 и № 6 к Инструкции № 636. На стадии вынесения постановления также решается вопрос о привлечении специалистов и сотрудников правовых подразделений ОВД с целью включения их в состав проверяющих.

2-й шаг. Регистрация вынесенного постановления в специальном журнале, реквизиты которого предусмотрены в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636.

3-й шаг. Предъявление копии постановления и служебных удостоверений организации или индивидуальному предпринимателю (в служебном удостоверении должно быть четко указано, что проверяющий является сотрудником УБЭП2).

4-й шаг. Проведение проверки с составлением протокола3 и описи изымаемых документов в срок не более 30 дней и фиксация хода проверки на носители информации (видео- и аудиозапись, фото- и киносъемка).

5-й шаг. Составление акта проверки по ее...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.