Top.Mail.Ru

Заключаем договор оптовой поставки

Качество передаваемого товара является немаловажным моментом договора поставки. Как прописать условия о качестве, чтобы получить «нормальную» продукцию? Можно установить в тексте конкретные требования к качест­ву. Но где гарантия, что вы учтете все? Можно сослаться в договоре на положения ГОСТа и технические условия. Но лучше всего разработать и утвердить требования к качеству для каждого вида поставляемого товара. После получения товар надо обязательно проверить. Предположим, вы все-таки получили некачественный товар. Как заставить продавца забрать его обратно? В течение какого срока? Что грозит поставщику за предоставление некачественной продукции? Мы нашли ответы на эти и другие вопросы.

Качество товара и гарантийный срок

По общему правилу продавец обязан предоставить покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора поставки (ст. 469 ГК РФ). Значит, в договоре поставки целесообразно указать, каким именно требованиям по качеству должен соответствовать поставляемый товар. Это позволит поставщику и покупателю избежать споров при исполнении договора.

Существуют три варианта определения в договоре поставки требований к качеству товара:

  1. Указать в тексте договора поставки конкретные требования к качеству поставляемого товара. Например, в отношении деревянных дверных полотен и прочих изделий из дерева в договоре можно прописать следующее требование: «Качество и комплектность товара – деревянных дверных полотен – должны соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к такому роду товара, а также древесина, применяемая для изготовления дверного полотна, не должна иметь синевы, сердцевины, трещин, выпадающих сучков, смоляных карманов».
    Составляя договор поставки, стороны не всегда могут перечислить в нем все требования к качеству поставляемого товара. Обычно так происходит, когда в рамках одного договора осуществляются поставки различных по своему назначению товаров. Но даже если стороны и укажут все требования к качеству товара, то договор получится весьма внушительных размеров. Поэтому автор предлагает вам применять на практике второй или третий варианты описания качества поставляемого товара, рассмотренные ниже.
  2. Сделать в договоре поставки ссылку на нормативный правовой акт, в том числе на требования ГОСТа или технические условия, которым должен соответствовать поставляемый товар. Например, в тексте договора поставки можно прописать следующее: «Качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТа и техническим условиям, установленным действующим законодательством для товаров, аналогичных тем, которые поставляются по настоящему договору». Можно указать конкретный ГОСТ или нормативный правовой акт, в котором содержатся требования к качеству данного товара.
  3. Разработать и утвердить специальные требования к качеству для каждого вида поставляемого товара. Этот вариант особенно необходим при поставке в рамках одного договора различных товаров, например, деревянных и стальных дверей, замков и ручек к ним, отделочных материалов из пластика и прочих изделий. В договоре поставки обязательно нужно отметить, что требования к качеству товара, например, дверных полотен из дерева, согласованы сторонами и являются неотъемлемой частью договора поставки. Требования должны быть подписаны каждой из сторон договора.1

При поставке товара, к качеству которого предъявляются особые требования, в договоре обязательно указывать соответствующие характеристики товара или ссылаться на специально разработанные и согласованные сторонами требования к качеству.

Нередко стороны вообще не указывают в договоре требования к качеству товара. В этом случае, согласно статье 469 ГК РФ, поставщик должен передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого вида обычно используется. Например, поставленные двери должны быть пригодными для установки в дверной проем, иметь эстетичный вид (отсутствие царапин, трещин, сколов). Однако не следует слепо полагаться на статью 469 ГК РФ при заключении договора поставки, так как отсутствие в договоре требований к качеству товара порой приводит к возникновению сложных ситуаций (см. Пример 9).

Пример 9

Покупателю по договору поставки были поставлены замки для установки в дверные полотна. При установке замков в дверные полотна выяснилось, что они не подходят для врезки в дверные полотна именно этого типа. Дело в том, что ширина замка больше по ширине дверной полочки, в которую он врезается. Стороны не оговорили в договоре поставки конкретные требования к размеру замков, а поставщику не было известно о том, что замки приобретаются для установки в дверное полотно особого типа с нестандартной шириной полочки. Налицо вина покупателя, который, приобретая товар, не позаботился о том, чтобы он мог использоваться в соответствии с его назначением. Покупатель же не сможет вернуть товар, если поставщик не принимает его обратно.

Однако ситуация может быть и несколько иной.

Пример 10

Оформляя заказ и подписывая договор на поставку замков, покупатель направил поставщику чертеж дверей с указанием ширины полочек, в которые врезается замок. Также заказчик письменно сообщил, что поставляемые замки должны быть пригодны для их врезки именно в эти дверные полотна. При этом в договоре поставки не было указано каких-либо особых требований к размеру замков.

В данном случае покупатель вправе вернуть поставщику замки, если они окажутся непригодными для врезки в дверные полотна именно по причине несоответствия их размера. Требуя принятия замков обратно, покупатель вправе ссылаться на пункт 2 статьи 469 ГК РФ, согласно которой, если поставщику были известны конкретные цели приобретения товара, то поставленный им покупателю товар должен соответствовать этим требованиям.

Кроме того, при возникновении спора покупатель вправе требовать от поставщика, чтобы последний принял обратно товар, непригодный для использования в целях, предусмотренных в договоре. Если, например, поставленные дверные полотна изготовлены из сортов древесины, подверженных деформации при повышенной влажности, а в договоре указано, что дверные полотна предназначены для эксплуатации в условиях повышенной влажности. Однако покупатель не может вернуть указанные дверные полотна, если, несмотря на условия договора и условия эксплуатации, он настаивал на поставке дверных полотен именно из определенных сортов древесины, подверженных деформации при повышенной влажности.

Исключением из вышеизложенного являются те случаи, когда в соответствии с императивными нормами законодательства покупателю должен быть поставлен товар, соответствующий обязательным требованиям, предъявленным законом к его качеству. Речь идет о сложных технических товарах, товарах, ограниченных в обороте, а также нефтепродуктах и природных ресурсах. Обычно предпринимателям практически не приходится иметь дело с подобными видами товаров. Поэтому главное, чтобы поставляемые товары не представляли опасности для жизни и здоровья потребителей.

Кстати, если товар предназначен для показа покупателям на выставке, то в договоре поставки следует отдельно оговорить это условие. Например: «Товар, поставляемый покупателю по настоящему договору, предназначен для целей использования его на выставке, после чего по...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Законные проценты: практика применения

В середине прошлого года в ГК РФ появилась новая статья 317.1 «Проценты по денежному обязательству». Ее применение сразу вызвало множество вопросов у представителей юридического сообщества. Например, можно ли одновременно применить данную статью и ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами? Мы проанализировали практику применения новой статьи и нашли ответы на самые актуальные вопросы.

Как быть с валютными кредитами?

В связи с существенной девальвацией рубля многие граждане, которые брали кредиты в иностранной валюте, оказались в сложной экономической ситуации. Некоторые из них пытаются уменьшить долговое бремя, договариваясь с ­банками на добровольных началах. Другие обращаются в суд, пытаясь оспорить кредитный договор или установить валютный курс. Узнаем, в каких случаях валютные ­заемщики имеют шансы на успех в суде, а в каких подача иска окажется ­безрезультатной.

Подводные камни договоров с инкассаторами

Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо ­учитывать, ­подписывая договор на инкассацию.

Какие из банковских комиссий являются незаконными?

Не секрет, что некоторые банки взимают со своих клиентов различные комиссии, как говорится, за каждый чих. Практика показывает, что жадность отдельных банков переходит все границы, и недовольные клиенты идут в суд, чтобы оспорить незаконные комиссии. Но за что на самом деле банк вправе взимать плату с клиентов, а за что – нет? Из статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Как поступить, если арендатор оставил имущество?

Бизнесмены, у которых основной вид деятельности связан со сдачей в аренду недвижимости, нередко сталкиваются с ситуацией, когда у арендатора возникают финансовые сложности и он не в силах оплачивать арендную плату. Поговорим о том, как коммерсанту в этом случае лучше себя вести, и постараемся дать несколько советов, позволяющих снизить риски для арендодателя от обращения оставленного арендатором имущества в свою пользу.

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Представляем вашему вниманию статью победителя конкурса «Профессиональное братство в действии», посвященную вопросам, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии контрагенту, не выполняющему обязательства по договору.

Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.

Протокол разногласий к гражданско-правовому договору

В статье рассмотрены случаи, когда необходимо составлять протокол разногласий, его отличия от дополнительного соглашения и приложения к договору, приведен образец протокола разногласий и протокола согласования разногласии. Кроме того, мы поговорим о последствиях, к которым приводит оставление протокола разногласий без внимания.