При перевозке грузов часто необходимо выполнять дополнительные операции – перегрузку на другой транспорт, сопровождение груза и т.д. Часто эти функции берет на себя грузоотправитель (продавец), но при больших объемах реализации такая деятельность становится нерациональной, отвлекающей ресурсы предпринимателя от производства продукции.
В подобных случаях обычно нанимают организацию или предпринимателя, специализирующихся на таких услугах. Их деятельность является экспедиционной (от лат. еxpedition – отправление).
С экспедитором заключается договор транспортной экспедиции, целью которого является освобождение отправителей и получателей от несвойственных им обязанностей по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать определенные договором экспедиции услуги, связанные с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требуется лицензия на следующие виды перевозок:
- перевозки морским транспортом грузов;
- перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
- перевозки внутренним водным транспортом грузов;
- перевозки воздушным транспортом грузов;
- перевозки железнодорожным транспортом грузов.
Обращаем внимание, что все, о чем пойдет речь в этой статье, не относится к договорам, заключенным с фирмами, имеющими лицензию на оказание почтовых услуг (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Следует отметить, что квалификация договора, а точнее сказать, характера хозяйственных операций, выполняемых по договору в рамках налогового учета, играет ключевую роль в определении применяемой в каждом конкретном случае системы налогообложения.
Главная проблема – это определение понятного для Налогового кодекса вида договора: либо это разновидность посреднической сделки (поручения, комиссии, агентирования), либо договор возмездного оказания услуг. Есть и третья позиция: представить данный договор как смешанный, то есть содержащий элементы различных договоров (ст. 421 ГК РФ).
Попробуем расставить все по местам.
Отношения, возникающие при применении договора транспортной экспедиции, регулируются главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция», Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности», постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении правил транспортно- экспедиционной деятельности» (далее – Правила) и другими правовыми актами.
Сразу бросается в глаза, что посреднические договоры регулируются другими главами Гражданского кодекса (гл. 39 «Поручение», гл. 51 «Комиссия», гл. 52 «Агентирование»), то есть экспедирование выделено как отдельная форма договора. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из перечисленных выше договоров, хоть он и сходен по своему содержанию с договорами представительства. Экспедитор тоже оказывает клиенту услуги, подобные поручению, комиссии, агентированию. Однако предмет последних может быть не связан с перевозкой грузов, а в случае экспедирования предмет услуг обязательно связан с транспортной деятельностью. То есть налицо – главный квалифицирующий...