Top.Mail.Ru

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Действующее российское законодательство, следуя принципам международного частного права, не признает сообщения о событиях дня, свершившихся фактах (новости) объектами авторских прав и не представляет им юридической защиты. Вместе с тем создаваемые журналистами новостные тексты являются плодом их творчества, литературными произведениями, исключительные права на которые принадлежат таким журналистам, включая право их использования любым не запрещенным законом способом. Смешанная природа новостных сообщений влечет повсеместное нарушение авторских прав, что особенно распространено в интернет-пространстве. Копирование новостей, представленных на веб-сайте, без переработки, без указания ссылки на первоисточник и размещение на ином сайте – все это является нарушением авторских прав. В статье рассматриваются такие вопросы, как перечень и содержание прав авторов в отношении создаваемых ими новостных сообщений, а также меры юридической ответственности и способы защиты нарушенных авторских прав.
Представители информационных агентств за последний год разработали и повторно представили на одобрение Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации законопроект, целью которого является предотвращение незаконного, без указания ссылки на первоисточник, использования текстов информационных сообщений, а именно - размещение таких текстов в СМИ и иных источниках (журналах, не являющихся СМИ, на веб-сайтах и пр.).

Воспроизведение сообщений или их фрагментов другими сайтами без ссылки на первоисточник авторы законопроекта относят к актам недобросовестной конкуренцией, за которую ст. 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде штрафа для физических лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет, а для юридических лиц - в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее ста тысяч рублей.

Такая ситуация свидетельствует о намерении органов государственной власти придать новостным сообщениям статус охраняемых результатов интеллектуальной собственности. Вместе с тем такое намерение явно противоречит существующим базовым принципам и нормам как международного, так и внутреннего права.

Так, ст. 1225 части IV Гражданского кодекса РФ среди охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации новостные сообщения не называет. Следует отметить, что перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и расширительное его толкование невозможно.

Кроме того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ специально указано, что не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Вышеуказанные положения внутреннего законодательства РФ полностью повторяют нормы международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. Так , согласно п. 8 ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24.07.1971 г.) не предоставляется охрана сообщениям о новостях дня или сообщениям о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации.

Учитывая вышесказанное, сами новостные сообщения ни в коей мере не могут считаться объектами авторских прав. Однако любое новостное сообщение, представленное в форме текста и размещенное на веб-сайте (в любом ином средстве массовой информации (далее - СМИ), создается творческими силами журналиста (автора), и сам по себе текст уже является объектом охраны.

Так, к объектам авторских прав относятся (согласно ст. 1259 ГК РФ) произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, а именно - литературные произведения. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

По...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как из посетителей интернет-магазина сделать покупателей

Электронный бизнес пользуется все большей популярностью. Многие предприниматели покупают готовые интернет-магазины или сами создают их «с нуля». Как сделать, чтобы посетители вашего магазина стали его покупателями, читайте в нашей статье.

Сотовый телефон как троянский конь

Сотовый телефон уже стал одним из главных атрибутов делового человека. Про него можно смело сказать: «Без телефона как без рук». Однако о его вреде для здоровья ходит много слухов. Предлагаем разобраться, что из них миф, что ­реальность, а также как лучше его использовать.

Тайм-менеджмент, или Искусство все успевать

Всем нам знакомо ощущение, когда ни на что не хватает времени. Кажется, что в сутках мало часов, и, если бы еще чуть-чуть времени было в запасе, все идеи воплотились бы в жизнь. Психологи уверены: чтобы все успевать, нужно спокойно проанализировать свою жизнь, деятельность, расставить приоритеты и контролировать свой день. Тогда на смену беготне, суматохе и волнению по поводу невыполненных дел придет уравновешенность, спокойствие и вовремя осуществленные планы.

Особенности регистрации товарных знаков

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Но далеко не каждый бизнесмен его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за незнания необходимых процедур. Автор отвечает на наиболее часто возникающие у предпринимателей вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен

Восьмичасовой рабочий день был придуман более века назад. Введение столь привычного нам графика работы было тогда, выражаясь современным языком, инновационным решением, которое во многом повысило эффективность труда. Но время идет, и все новое неизбежно устаревает. Вот и идея восьмичасового дня все чаще подвергается критике. Почему восьмичасовой рабочий день не эффективен? И какой график работы является наиболее оптимальным? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Как рассчитать оптимальную численность персонала

В условиях кризиса с проблемой оптимизации численности персонала приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. На помощь приходят проверенные статистические методы.

Бизнес на халяву, или Что можно получить в рамках спонсорства

Обычно у предпринимателей термины «спонсор» и «спонсорство» вызывают весьма неоднозначные ассоциации. Большинство считает, что спонсорские проекты – это удел крупных и высокодоходных компаний, которым «деньги девать некуда». А некоторые и вовсе уверены, что спонсорство и благотворительность – это одно и то же, и уж точно никаких доходов от него ожидать не стоит. На деле различные спонсорские проекты – отличная возможность для развития собственного бизнеса. Остается только разобраться в том, какие выгоды кроются в понятии «спонсор».