Top.Mail.Ru

Последствия утраты права применения «упрощенки»

Индивидуальные предприниматели, работавшие на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», утратив право на ее применение, сталкиваются с неожиданными последствиями. У них появляются дополнительные обязанности в связи с вынужденной утратой права на применение указанного спецрежима. Например, они должны представить налоговые декларации по единому (минимальному) налогу по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого они считаются утратившими право на применение «упрощенки» и переходят на иной режим налогообложения. Также они обязаны исчислить и уплатить по итогам «сокращенного» налогового периода минимальный налог в том же порядке и в тех же случаях, как это ­предусмотрено пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ.

Условия утраты права применения упрощенной системы налогообложения и порядок уплаты налогов при «вынужденном» переходе индивидуальных предпринимателей с «упрощенки» на иные режимы налогообложения установлены в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

При этом автор обращает внимание на то, что в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ говорится исключительно о порядке исчисления и уплаты налогов при использовании такими налогоплательщиками иного режима налогообложения и ничего не говорится о том, что у налогоплательщиков, применявших «упрощенку» с выбранным объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в связи с вынужденным переходом на иной режим налогообложения возникают дополнительные обязанности, а именно:

  • обязанность по представлению налоговых деклараций по единому (минимальному) налогу по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики считаются утратившими право на применение «упрощенки» и переходят на иной режим налогообложения;
  • обязанность по исчислению и уплате по итогам «сокращенного» налогового периода (например, в середине года) минимального налога в том же порядке и в тех же случаях, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ.

Кроме того, пункт 4 статьи 346.13 НК РФ не содержит норм, устанавливающих для налогоплательщиков, применявших «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и утративших право на ее применение, перенос срока уплаты минимального налога с 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на иной срок, а именно — на срок не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, в котором ими были нарушены условия применения «упрощенки».

Автор обращает также внимание на то, что ни статья 346.21 НК РФ, ни статья 346.23 НК РФ не предусматривают никаких особенностей по срокам и порядку уплаты налога, а также по представлению налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», в случае утраты ими права на ее применение. Кроме того, пункт 6 статьи 346.18 НК РФ не содержит норм, в соответствии с которыми у налогоплательщиков, утративших право на применение «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», возникала бы необходимость исчисления и уплаты в бюджет минимального налога по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики переходят на общий режим налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.

Однако несмотря на все перечисленное, и МНС России в письме от 28 июля 2004 г. № 22–2–16/1313, и ФНС России в письме от 21 февраля 2005 г. № 22–2–14/224@, и Минфин России в письмах от 8 июля 2005 г. № 03–03–02–04/1–138 и от 19 октября 2006 г. № 03–11–05/234 настаивают на том, что налогоплательщики, утратившие право применения «упрощенки» и ­перешедшие в связи с этим на иной режим налогообложения, обязаны:

  • представлять налоговые декларации по единому (минимальному) налогу по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения;
  • сравнивать по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого налогоплательщики, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», считаются перешедшими на общий режим, исчисленные за этот период времени суммы единого и минимального налогов, с целью определения необходимости уплаты минимального налога;
  • уплачивать минимальный налог по истечении отчетного периода, в котором налогоплательщиками, применявшими «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», было утрачено право на ее применение.

Рассмотрим приведенную выше позицию финансовых и налоговых органов на примере разъяснений, содержащихся в письме ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22–2–14/224@.

Итак, в первой части названного письма ФНС России сказано ­буквально следующее:

Фрагмент документа

Часть первая письма ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22–2–14/224@

«В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно статье 346.21 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по единому налогу, исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия и девяти месяцев с учетом ранее уплаченных ими сумм квартальных авансовых платежей по единому налогу. Уплаченные авансовые платежи по единому налогу ­засчитываются также в счет уплаты единого налога по итогам налогового периода.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 346.18 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», исчисляют и уплачивают минимальный налог в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 346.15 НК РФ.

Уплата минимального налога осуществляется указанными налогоплательщиками только в том случае, если сумма исчисленного ими по итогам налогового периода в общем порядке единого налога окажется меньше суммы исчисленного за этот же период времени минимального налога либо когда по итогам налогового периода у них отсутствует налоговая база (получены убытки)».

Из приведенной выше части письма ФНС России видно, что в нем цитируются нормы статей 346.19, 346.21 и 346.18 НК РФ, с которыми и автор, и любой налогоплательщик, применяющий «упрощенку», абсолютно согласен.

Дальнейшие же разъяснения, содержащиеся во второй части этого письма, по мнению автора, спорны.

Вытекающие из второй части письма выводы не содержат прямого указания на конкретные нормы главы 26.2 НК РФ и статьи 55 НК РФ. Именно поэтому они должны рассматриваться как прямое указание финансовых и налоговых органов на необходимость выполнения налогоплательщиками, утратившими право применения упрощенной системы налогообложения и перешедшими в связи с этим на иные режимы налогообложения, ­определенных данными органами действий.

Итак, во второй части письма сказано следующее:

Фрагмент документа

Часть вторая письма ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22–2–14/224@

«Изложенный выше порядок исчисления и уплаты налогов, установленных главой 26.2 НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, включая и налогоплательщиков, утративших в течение налогового периода по единому налогу право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения в связи с несоблюдением условий и ограничений, предусмотренных статьями 346.12 и 346.13 НК РФ.

Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения.

При этом представленные указанными налогоплательщиками за данный отчетный период налоговые декларациипо единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, приравниваются к налоговым декларациям за налоговый период.

Если исчисленная по итогам такого налогового периода в общем порядке сумма единого налога превышаетисчисленную за этот же период времени сумму минимального налога, то обязанность по представлению налоговых деклараций и уплате налогов, установленных главой 26.2 НК РФ, по итогам данного налогового периода у налогоплательщиков не возникает.

Такая обязанность у них возникает только в том случае, если по итогам указанного налогового периода исчисленная ими в общем порядке сумма единого налога окажется меньше исчисленной ими суммы минимального налога либо отсутствует налоговая база (получены убытки).

В этом случае налоговые декларации за соответствующий налоговый период налогоплательщиками представляются и минимальный налог уплачивается по истечении отчетного периода, в котором ими было утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения, не позднее сроков, установленных главой 26.2 НК РФ для представления налоговых деклараций и уплаты квартальных авансовых платежей единого налога за этот отчетный период».

Необходимо заметить, что разъяснения, содержащиеся в письме МНС России от 28 июля 2004 г. № 22–2–16/1313, и в письмах Минфина России от 8 июля 2005 г. № 03–03–02–04/1–138 и от 19 октября 2006 г. № 03–11–05/234 аналогичны приведенным выше разъяснениям ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22–2–14/224@.

Автор обращает внимание на то, что несмотря на значительный временной разрыв в датах написания названных писем (первое письмо МНС России датируется 28 июля 2004 г., а последнее письмо Минфина России — 19 октября 2006 г.), позиция финансовых и налоговых органов в рассматриваемом вопросе осталась неизменной. А это означает, что налогоплательщикам, утратившим право применения «упрощенки», по всей видимости, придется выполнять определенные этими органами действия либо обращаться в судебные инстанции. При этом автор напоминает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ст. 7 НК РФ).

Необходимо также отметить, что, по мнению финансовых и налоговых органов, описанные в письме ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22–2–14/224@ действия должна осуществлять единственная категория налого­плательщиков из всех утративших право на применение «упрощенки», а именно — налогоплательщики, применявшие упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», и при этом только те из них, у которых сумма исчисленного в общем порядке налога за отчетный период, предшествующий периоду утраты права применения «упрощенки», окажется меньше суммы исчисленного за этот же период времени минимального налога.

Иначе говоря, в упомянутых письмах ФНС России (МНС России) и Минфина России устанавливаются не общие правила, обязательные для всех налогоплательщиков, «вынужденно» перешедших с упрощенной системы налогообложения, а использован избирательный подход по отношению к названной категории налогоплательщиков.

А как же другие налогоплательщики? Должны ли они, так же как и выделенная особо категория налогоплательщиков, представлять декларации по единому (минимальному) налогу по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения, или нет? Никаких ­разъяснений финансовых и налоговых органов на этот счет не имеется.

Следовательно, надо полагать, что обязанность по уплате минимального налога и по представлению налоговой декларации по единому (минимальному) налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу,начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения, устанавливается только для особо выделенной упомянутыми выше письмами ФНС России (МНС России) и Минфина России категории налогоплательщиков. 

Справка

Несмотря на то, что в приведенных в статье разъяснениях финансовых и налоговых органов ничего не сказано о применении названной категорией налогоплательщиков нормы пункта 6 статьи 346.18 НК РФ в части включения в следующие налоговые периоды разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога в расходы при исчислении налоговой базы (в том числе увеличения суммы убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 НК РФ, но не более чем на 10 налоговых периодов, а также нормы п. 7 этой же статьи в части уменьшения налоговой базы, но не более чем на 30% налоговой базы), автор полагает, что если на данную категорию плательщиков возлагается обязанность производить исчисление и уплату минимального налога, то для правильного его исчисления и уплаты необходимо использовать установленные для этих целей нормы статьи 346.18 НК РФ.

Действия налогоплательщиков, применявших «упрощенку», при утрате права на ее применение

Для лучшего восприятия изложенной выше позиции финансовых и налоговых органов автор предлагает рассмотреть следующие примеры.

Пример 1

Предположим, индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с 1 января 2004 года. В качестве объекта налогообложения он выбрал «доходы». Все время применения «упрощенки» предприниматель соответствовал установленным условиям. Однако за третий отчетный период 2006 года (то есть за 9 месяцев 2006 года) средняя численность работников индивидуального предпринимателя, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превысила 100 человек.

В связи с этим предприниматель считается утратившим право на применение «упрощенки» с 1 июля 2006 года, то есть с начала III квартала 2006 года, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 октября 2006 года, то есть в течение 15 дней по истечении третьего отчетного периода — 9-ти месяцев 2006 года.

При этом, учитывая выбранный предпринимателем объект налогообложения, понятно, что сумма исчисленного единого налога по итогам второго отчетного периода применения «упрощенки» (то есть по итогам полугодия 2006 года) равна сумме исчисленного единого налога по итогам «сокращенного» налогового периода применения упрощенной системы налогообложения.

Именно поэтому он не обязан уплачивать дополнительную сумму единого налога в бюджет, так же как и представлять в налоговый орган дополнительную налоговую декларацию по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого предприниматель считается перешедшим на общий режим налогообложения, в данном случае по итогам полугодия 2006 года.

Пример 2

Предположим, индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с 1 января 2005 года. В качестве объекта налогообложения им выбраны «доходы». Все время применения «упрощенки» предприниматель соответствовал установленным условиям. Однако по итогам третьего отчетного периода (по итогам 9-ти месяцев 2006 года) доходы предпринимателя, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, составили 23 000 000 рублей.

По этой причине предприниматель утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 июля 2006 года (то есть с начала III квартала 2006 года), в котором допущено превышение предельной величины доходов, ограничивающих право применения «упрощенки». Соответственно, в этом случае он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 октября 2006 года, то есть в течение 15 дней по ­истечении третьего отчетного периода — 9-ти месяцев 2006 года.

При этом, опять-таки учитывая выбранный предпринимателем объект налогообложения, сумма исчисленного единого налога по итогам второго отчетного периода применения упрощенной системы налогообложения, то есть по итогам полугодия 2006 года, равна сумме исчисленного единого налога по итогам «сокращенного» налогового периода применения упрощенной системы налогообложения.
Именно поэтому он не обязан уплачивать дополнительную сумму единого налога в бюджет, так же как и представлять в налоговый орган дополнительную налоговую декларацию по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого предприниматель считается перешедшим на общий режим налогообложения, в данном случае по итогам полугодия 2006 года.

Пример 3

Предположим, индивидуальный предприниматель применяет «упрощенку» с 1 января 2004 года. Он выбрал в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Все время применения упрощенной системы налогообложения предприниматель работал без убытков и ни разу не уплачивал минимальный налог. При этом он всегда соответствовал условиям применения упрощенной системы налогообложения. Однако в сентябре 2006 года предприниматель начал осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.

В этом случае он утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 июля 2006 года, то есть с начала III квартала 2006 года, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктом 9 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 октября 2006 года, то есть в течение 15 дней по истечении третьего отчетного периода — 9-ти месяцев 2006 года.

Допустим, по итогам полугодия 2006 года предпринимателем получены доходы в сумме 4 500 000 рублей. Расходы за указанный отчетный период ­составили сумму в 4 000 000 рублей.

Налоговая база для исчисления единого налога по итогам полугодия 2006 года составляет, соответственно, сумму в 500 000 рублей (4 500 000 рублей — 4 000 000 рублей), а сумма единого налога за полугодие 2006 года равна 75 000 руб. (500 000 руб. × 15: 100).

Учитывая приведенные выше разъяснения финансовых и налоговых органов и в целях определения необходимости уплаты минимального налога и представления дополнительной налоговой декларации, произведем сравнение исчисленной в общем порядке по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого индивидуальный предприниматель считается перешедшим на общий режим налогообложения, в данном случае, по итогам полугодия 2006 года, суммы единого налога и исчисленной за этот же период времени суммы минимального налога.

В данном случае сумма минимального налога составляет 45 000 руб. (4 500 000 руб. × 1: 100).

При сравнении полученных величин видно, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога (75 000 рублей) по итогам второго отчетного периода применения «упрощенки» (по итогам полугодия 2006 года) в данной ситуации превышает сумму исчисленного минимального налога (45 000 рублей) по итогам «сокращенного» налогового периода применения упрощенной системы налогообложения.

Следовательно, индивидуальный предприниматель не обязан уплачивать дополнительную сумму единого налога в бюджет, так же как и представлять в налоговый орган дополнительную налоговую декларацию по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого предприниматель считается перешедшим на общий режим налогообложения, в данном случае по итогам полугодия 2006 года.

Пример 4

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Памятка по составу отчетности при разных налоговых режимах

В зависимости от применяемого режима налогообложения бизнесмен должен представлять определенный состав отчетности. Коммерсантам, производящим выплаты по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, следует представлять в контролирующие органы еще больший объем отчетной документации. Рассмотрим все возможные варианты.

Контрольные соотношения по 6-НДФЛ: дубль три

ФНС России подготовила уже третьи контрольные соотношения по расчету 6-НДФЛ. И ни одни из них по оценкам бухгалтеров «не доведены до ума». Автор анализирует письма налоговиков, поясняя, что данные в прошлом номере рекомендации по заполнению расчета 6-НДФЛ наиболее верные.

Алексей Карпенко: «Автоматический обмен налоговой информацией – это бомба, которая взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции»

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году

Пожалуй, нет ни одного коммерсанта, который бы не использовал в своей деятельности расчеты наличными денежными средствами. Поговорим о том, по каким правилам это нужно делать в 2016 г. и на что обратить внимание.

Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.

Электронные билеты: Как подтвердить расходы

При покупке электронного билета бумажный документ не оформляется. И у предпринимателей возникают опасения, удастся ли обосновать расходы на проезд в таком случае. Автор не только развеивает их, но и приводит рекомендации для сложных случаев, основанные на официальных разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Книга учета доходов и расходов: практические советы по заполнению

Главным налоговым регистром для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, является Книга учета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются поступления и траты, влияющие на налоговую базу. Как правильно заполнять Книгу учета? Как внести в нее исправления? Обязаны ли предприниматели заверять Книгу учета в налоговой инспекции? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Особенности принятия расходов в УСН: бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Мы продолжаем раскрывать тему принятия расходов при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В этой статье автор рассматривает особенности учета бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, анализирует разъяснения чиновников по данному вопросу и судебную практику. На спорные вопросы по теме отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.