Top.Mail.Ru

Как грамотно расстаться со статусом индивидуального предпринимателя

Перед любым предпринимателем рано или поздно встает задача прекращения бизнеса. Для этого может быть ряд оснований — как принудительных, так и добровольных. Кроме того, не каждый знает, что для прекращения деятельности также требуется уведомить государственные структуры о принятом решении, ведь регистрация предусмотрена и для таких случаев. Данная статья поможет вам не растеряться и безболезненно перенести расставание со статусом индивидуального предпринимателя.

Особенности госрегистрации предпринимателя

В настоящее время законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрен общий порядок государственной регистрации (с учетом их специфики).

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию (постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319).
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это довольно широкое понятие. Она предполагает внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) следующих сведений:

  • о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;
  • о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;
  • о документах, представленных в регистрирующий орган;
  • иных сведений об индивидуальных предпринимателях.

Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630. Реестр находится в федеральной собственности и является федеральным информационным ресурсом, то есть на всей территории России используются единые методы и способы ведения реестра.

Регистрация предпринимателя осуществляется по месту его жительства и «не привязана» к месту фактического осуществления предпринимательской деятельности. Лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Важно иметь в виду, что ответственность за соответствие законодательст­ву сведений, содержащихся в представляемых для регистрации документах, полностью возложена на заявителя. Это значит, что если предприниматель несвоевременно представит сведения, подаст недостоверные данные или вовсе их не представит, то за это нарушение он получит предупреждение или заплатит административный штраф в размере 50 МРОТ. За подачу заведомо ложных сведений бизнесмену также грозит административный штраф в размере 5 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет (ст. 14.25 КоАП).

Налоговые органы при регистрации не вправе оценивать представленные документы, однако имеют полномочия на проверку этих документов впоследствии.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя.

Таким образом, физическое лицо утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а вместе с ним соответствующие права и обязанности только после внесения в государственный реестр сведений о прекращении им деятельности в качестве предпринимателя.

Сведения из реестра: кому и как

Содержащиеся в реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, поэтому ознакомиться с ними может любое заинтересованное лицо. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов не может составлять более пяти дней со дня получения запроса.

Исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен. Например, гражданин может получить сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя только на основании запроса в регистрирующий орган. При этом гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. А индивидуальный предприниматель, в свою очередь, вправе запросить у регистрирующего органа информацию о лицах, получивших сведения о месте его жительства. А вот сведения о паспортных данных и банковских счетах индивидуальных предпринимателей могут получить только органы государственной власти и государственные внебюджетные фонды.

Информация, содержащаяся в реестре, предоставляется платно: 200 руб. за каждый выданный документ. Если же сведения необходимо получить срочно, то придется заплатить по 400 руб. за документ (подп. г п. 31 Правил). Средства, полученные за предоставление сведений из государственного реестра, не относятся к государственной пошлине и используются для поддержания и развития системы государственной регистрации.

В некоторых случаях сведения можно получить бесплатно. Таким правом владеют государственные органы и органы местного самоуправления, государст­венные внебюджетные фонды, правоохранительные органы и суды (по находящимся в производстве делам), а также индивидуальный предприниматель и лицо, утратившее этот статус (то есть информация о самом себе).

Временно утратить статус невозможно

Многие наивно полагают, что если они по каким-либо причинам некоторое время не осуществляют предпринимательскую деятельность, то статус индивидуального предпринимателя можно временно приостановить.

Однако это заблуждение. Дело в том, что закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ не содержит положений, регламентирующих порядок временного прекращения действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя в случае временной приостановки осуществления предпринимательской деятельности. На этот факт указали налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 30 июня 2005 г. № 21–08/46874).

Точку зрения налоговых служащих подтверждает и судебная практика. К примеру, судьи единодушно считают, что индивидуальные предприниматели, не осуществляющие фактическую деятельность, обязаны уплачивать в бюджет страховые взносы в виде фиксированного платежа. По мнению судебных инстанций, бизнесмен может освободиться от этого, только утратив статус предпринимателя (определения Конституционного суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 164-О и 165-О, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 сентября 2005 г. № А11–18645/2004-К1–9/455, ФАС Дальневосточного округа от 7 сентября 2005 г. № Ф03-А04/05–2/2720).

То же самое касается и обязанности ежегодного представления декларации по НДФЛ, предусмотренной статьей 229 Налогового кодекса (для индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения).

Поскольку именно в результате государственной регистрации гражданин становится индивидуальным предпринимателем (это подтверждается выдачей соответствующего свидетельства), то физическое лицо не может даже временно «утратить» полученный статус без аннулирования самой государственной регистрации.

Если бизнесмен не подал в официальном порядке в регистрирующий орган заявление о прекращении своего статуса, то он сохраняет свой статус со всеми вытекающими правами и обязанностями.

В данном случае не стоит даже тратить времени на написание писем в налоговую инспекцию с просьбой о приостановлении статуса либо о временном прекращении действия свидетельства о государственной регистрации. Как было сказано выше, в законодательстве не установлен порядок временного прекращения действия регистрационного свидетельства в случае приостановки деятельности.

Основания прекращения

В большинстве случаев к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом законодатель предусмотрел для предпринимателей несколько иную процедуру прекращения деятельности, нежели установленная в Гражданском кодексе ликвидация юридического лица.

Случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно условно подразделить на:

  1. Добровольные:

    • принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности (п. 1 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
  2. Принудительные:

    • судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) (п. 3 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
    • прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда (п. 4 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
    • вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 5 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
    • аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ (п. 6 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
  3. Смерть индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Соответственно, государственная регистрация ликвидации статуса предпринимателя осуществляется на основании следующих документов и сведений (п. 7 Правил):

  • заявления физического лица о прекращении деятельности в качестве предпринимателя;

  • сведений о смерти или признании судом индивидуального предпринимателя умершим;

  • копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;

  • копии судебного решения о прекращении деятельности предпринимателя в принудительном порядке;

  • копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения бизнесмена права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

  • информации об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России.

Добровольное прекращение предпринимательской деятельности

Решение о прекращении предпринимательской деятельности приобретет значение юридического факта, освобождающего предпринимателя от соответствующих прав и обязанностей, если аннулировать статус в предусмотренной законом форме (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2006 г. № Ф04–1934/2006(21247-А75–19)). Для этого предприниматели должны представить в регистрирующий орган (непо­средственно или по почте) по месту жительства следующие документы:

  1. Подписанное заявителем Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме № Р26001 (п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439).

    В Заявлении предприниматель должен указать свои персональные данные и иные сведения и не обязан излагать причины, по которым он принял решение о прекращении своей деятельности. Заявление должно быть составлено в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению. В частности, подпись на Заявлении должна быть удостоверена нотариально, вне зависимости от способа представления документов (непо­средственно или по почте). Правда, в ряде случаев суды «прощают» предпринимателям погрешности в оформлении поданных ими заявлений и прекращают их деятельность с учетом волеизъявления бизнесменов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2005 г. № А43–11412/2005–9–371).

  2. Документ об уплате государственной пошлины (подп. 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    С 1 февраля 2006 г. за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя взимается государственная пошлина в размере 20 процентов от размера госпошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в размере 80 руб. (20% от 400 руб.).

    Следует обратить внимание на то, что предприниматель должен платить пошлину за ликвидацию статуса только в случае добровольного ­прекращения деятельности.

Представление документов осуществляется в общем порядке (ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Документы доставляются (непосредственно или по почте) в регистрирующий орган по месту жительства предпринимателя. В день получения документов налоговый орган должен выдать предпринимателю расписку с указанием перечня и даты или направить ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения бумаг. Расписка имеет юридическое значение. С помощью нее предприниматель сможет доказать, что документы действительно поступили в регистрирующий орган и когда это произошло.

В срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов налоговики принимают решение о государственной регистрации и вносят соответст­вующую запись в ЕГРИП. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, и ей присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. При этом ранее зафиксированные сведения тоже сохраняются. После внесения этой записи статус предпринимателя утрачивает силу.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи налоговый орган выдает заявителю или направляет ему по почте свидетельство о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме № Р65001 (п. 5 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). Этот документ и подтверждает факт внесения записи в государственный реестр.

Во всех случаях прекращения статуса индивидуального предпринимателя его основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется. Гражданин может вновь обратиться в регистрирующий орган, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя. При этом ему присваивается новый ОГРНИП.

Итак, свидетельство о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя получено. Что же дальше?

Налоговый орган обязан снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре (п. 5 ст. 84 НК РФ). Это значит, что гражданин подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства как индивидуальный предприниматель, но остается на учете как налогоплательщик — физическое лицо. Данная процедура производится независимо от наличия или отсутствия у него задолженности по уплате налогов и сборов.

После снятия с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо остается на налоговом учете в том же налоговом органе по месту своего жительства.

Кстати, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменениях в сведениях о физическом лице остается прежним (п. 5, 7 ст. 84 НК РФ, п. 3.8 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН, утв. приказом МНС РФ 3 марта 2004 г. № БГ–3–09/178).

Бывший предприниматель не должен возвращать свидетельство о по­становке на налоговый учет в налоговый орган по месту жительства. Ведь он остается на учете. При этом Налоговый кодекс не предусматривает выдачу документа, подтверждающего факт снятия с учета предпринимателя в случае прекращения им деятельности.

На основании выписки из государственного реестра, представляемой налоговыми органами в течение пяти дней после внесения изменений в реестр, индивидуальные предприниматели снимаются с учета во внебюджетных фондах.

Кроме того, при прекращении деятельности индивидуальному предпринимателю следует закрыть использовавшиеся для предпринимательской деятельности счета в банках и сообщить об этом в налоговую инспекцию. Если бизнесмен нарушит установленный десятидневный срок представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счетов в банке (п. 2 ст. 23 НК РФ), то ему придется заплатить штраф в размере 5 000 руб. (ст. 118 НК РФ).

Снятие с налогового учета и учета во внебюджетных фондах совсем не означает, что бывшему индивидуальному предпринимателю «простили» долги по налогам и платежам в фонды.

Если гражданин ведет бизнес без регистрации в качестве предпринимателя, то при исполнении обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом, он не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ). Обязанности налогоплательщиков по уплате налогов, а также по представлению деклараций по этим налогам предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса РФ.

В случае прекращения деятельности бизнесмена до окончания налогового периода таковым в целях исчисления и уплаты налогов будет являться период осуществления им деятельности начиная с 1 января текущего года до даты прекращения деятельности. Так, известно, что индивидуальные предприниматели представляют декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 244 НК РФ). Значит, и бывшие предприниматели за тот промежуток времени от начала года до момента прекращения деятельности должны представить декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля следующего года. Аналогичная обязанность по представлению декларации по НДФЛ не позднее 30 апреля следующего года предусмотрена и статьей 229 Налогового кодекса.

Следует отметить, что Налоговый кодекс не ограничивает инспекторов в проведении выездной проверки предпринимателя в связи с потерей статуса. Налоговый орган может провести камеральную проверку представленных бизнесменом налоговых деклараций, а также назначить выездную проверку за период осуществления предпринимательской деятельности. При этом бывший предприниматель обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ).

В случае выявления фактов неуплаты налогов инспекторы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ). Если же за период предпринимательской деятельности у бизнесмена образовалась переплата по налогам, то после утраты статуса он вправе вернуть эту переплату на общих основаниях. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению (п. 1, 7 ст. 78 НК РФ). Имущество гражданина-предпринимателя юридически не разграничено на используемое в предпринимательской деятельности и в личных целях. Физическое лицо за счет собственного имущества уплачивает налоги, связанные и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Такие разъяснения дал Конституционный суд РФ в своем постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Основания принудительного прекращения статуса индивидуального предпринимателя

Судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом)

Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов (п. 1 ст. 33 АПК РФ). Специальные нормы, регулирующие банкротство гражданина, установлены в статьях 202–213 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей определяются в статьях 214–216 указанного закона.

Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела о банкротстве свои требования к индивидуальному предпринимателю могут также предъявлять кредиторы по обязательст­вам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (например, о причинении вреда жизни, здоровью либо имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов). При этом неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иные требования личного характера сохраняют силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства.

Основанием для принудительной государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности является решение арбитражного суда о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. Арбитражный суд обязан направить копию своего решения в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве бизнесмена (п. 3 ст. 216 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).
Внесение в реестр записи о прекращении гражданином предпринимательской деятельности осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления в регистрирующий орган копии соответствующего судебного решения.

Государственная регистрация лица, признанного несостоятельным (банкротом), в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия вышеуказанного судебного решения, а не с момента внесения соответствующей записи в реестр. С этого же момента аннулируются выданные бизнесмену лицензии на осуществление отдельных видов ­предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 216 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда

Налоговая инспекция вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке (п. 3 ст. 25 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Сделать это возможно, если бизнесмен неоднократно либо грубо нарушил законы или иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в ЕГРИП сведений, представление недостоверных или искаженных данных.

Если суд удовлетворит указанное требование, то копия соответствующего судебного решения направляется в регистрирующий орган. В этом случае государственная регистрация ликвидации статуса осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения.

При этом лицо, предпринимательская деятельность которого прекращена в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения.

Вступление в силу судебного приговора, запрещающего бизнесмену заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок

Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Эта мера наказания может устанавливаться на срок до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний представляет в налоговую инспекцию по месту жительства осужденного физического лица заверенную в установленном порядке копию вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения гражданина права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 8 Правил). Срок для направления — пять рабочих дней с даты вступления в силу вышеуказанных приговора, определения или постановления суда.

Приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами (ст. 390 УПК РФ). Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор, не отмененный судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения в случае подачи жалобы или представления прокурора (акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом) в кассационном порядке.

Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вступления в силу вышеуказанных судебных актов.

Аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ

Информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России, представляется органом внутренних дел в регистрирующий орган по месту жительства гражданина в течение пяти дней с даты принятия решения об аннулировании или с даты окончания срока действия вышеуказанного документа (п. 9 Правил).

Государственная регистрация иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования документа, подтверждающего право вышеуказанных лиц временно или постоянно проживать на территории РФ, или с момента окончания срока действия такого документа (постановление ФАС Уральского округа от 27 сентября 2004 года № Ф09–3992/04-АК).

Бизнесмену, у которого истек срок действия документа о временном или постоянном проживании на территории России, либо указанный документ аннулирован, не нужно лично обращаться в регистрирующий орган. Обычно статус действует бессрочно, и, чтобы его прекратить, нужно личное волеизъявление. А в данном случае статус прекращается автоматически.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством не предусмотрено сообщение органом внутренних дел в регистрирующий (налоговый) орган о смене иностранным гражданином или лицом без гражданства места временного (постоянного) проживания. Об этом бизнесмен обязан сообщить сам в течение трех дней с момента смены места проживания (п. 5 ст. 5 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Смерть индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве предпринимателя в связи с его смертью осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке сведений о государственной регистрации смерти предпринимателя.

Под смертью гражданина понимается как факт биологической смерти лица, так и вступившее в силу судебное решение о признание его умершим.

Основанием для внесения в государственный реестр записи о государст­венной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве бизнесмена являются сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (п. 7 Правил).
Государственная регистрация смерти гражданина производится органом записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, обнаружения тела умершего или нахождения организации, выдавшей документ о смерти. Заявление о смерти в орган ЗАГСа должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего. ЗАГС, который осуществил государственную регистрацию смерти гражданина, оформляет и выдает свидетельство о смерти.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ст. 45 ГК РФ). Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

В случае, когда гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд при объявлении этого гражданина умершим может признать днем смерти день его предполагаемой гибели.

На основании решения суда, которым гражданин объявлен умершим, ЗАГС вносит запись о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. В течение 10 дней после регистрации таких фактов органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти граждан в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 3 ст. 85 НК РФ).

Государственная регистрация физического лица в качестве ­индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента его смерти.

Сроки хранения регистрационного дела

Регистрационное дело индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, подлежит хранению в налоговых органах в течение 15 лет. Эти дела хранятся отдельно от регистрационных дел действующих индивидуальных предпринимателей.

Сведения о бывших бизнесменах подлежат удалению из электронной базы данных государственного реестра в течение пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРИП и сохраняются на электронных носителях в регистрирующих органах в течение предельных сроков ведомственного хранения.

По истечении предельных сроков документы, содержащиеся в государственном реестре, и сведения, хранящиеся на электронных носителях, после проведения экспертизы их ценности передаются в установленном порядке на постоянное или временное (75 лет) хранение в государственные архивы. Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630.

Подведомственность споров с участием бывших индивидуальных предпринимателей

Споры с участием действующих бизнесменов, связанные с их предпринимательской деятельностью, рассматриваются арбитражными судами (ст. 27 АПК РФ).

При этом речь идет не о «бизнесменах для целей налогообложения» (ст. 11 НК РФ), а именно о тех физических лицах, которые официально прошли процедуру государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому, например, исковое заявление о взыскании налога с частных нотариусов, частных детективов подается не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции.

С начала текущего года взыскание налога со счетов предпринимателя производится в бесспорном порядке путем направления в банк инкассового поручения. Взыскание налогов в судебном порядке осуществляется только в отношении гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя.

Но как же быть, если индивидуальный предприниматель утратил свой статус?

Споры с участием граждан, по каким-либо причинам утративших статус индивидуального предпринимателя, в том числе споры, связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции. Однако если такие дела были приняты к производству арбитражным судом до момента утраты гражданином статуса индивидуального предпринимателя с соблюдением правил о подведомственности, то они подлежат рассмотрению арбитражными судами (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

По мнению Верховного суда РФ, положения постановления № 6/8 применимы и к правоотношениям, возникшим после введения нового Арбитражного процессуального кодекса в действие (разъяснения Верховного Суда РФ от 24 марта 2004 г., обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 года, утв. постановлениями Президиума Верховного суда РФ от 3 декабря 2003 г., от 24 декабря 2003 г.).

Таким образом, при возникновении спора о возврате излишне уплаченных в период осуществления предпринимательской деятельности сумм налогов заявление должно подаваться в суд общей юрисдикции.

Упрощенный порядок прекращения статуса предпринимателя нередко усложняет процедуру взыскания с него налогов и иных обязательных платежей за период осуществления предпринимательской деятельности.

В судебно-арбитражной практике довольно часто встречаются случаи, когда в ходе рассмотрения дела выясняется, что индивидуальный предприниматель утратил свой статус. В этом случае арбитражный суд прекращает производство по делу ввиду неподведомственности (постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 апреля 2006 года № А56–44813/2005, ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2006 года № А33–16044/05-Ф02–787/06-С1).

При возникновении споров с налоговыми инспекциями индивидуальному предпринимателю необходимо помнить о сроках давности:

  • привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Он составляет три года со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (ст. 113 НК РФ). По истечении указанного срока давности лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ).
  • взыскания налоговых санкций, который составляет шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответст­вующего акта (ст. 115 НК РФ). Истечение данного срока исключает право налогового органа обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафов с индивидуального предпринимателя.

Ответственность предпринимателя

Как в процессе осуществления предпринимательской деятельности, так и после ее прекращения индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности, поэтому этот вопрос требует отдельного рассмотрения. Как и юридические лица, бизнесмены могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а в отдельных случаях уголовную ответственность.

Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя к административной, налоговой и уголовной ответственности является совершение им противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена соответствующим законом (КоАП РФ, НК РФ, УК РФ), и наличие вины в форме умысла или неосторожности.

Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности не освобождает его от ответственности гражданско-правовой. Поэтому, если при совершении административного правонарушения предприниматель причинил имущественный ущерб, то он обязан его возместить.

Общим принципом налогового, административного и уголовного законодательства является презумпция невиновности. Налоговые и иные органы обязаны доказывать вину лица, привлекаемого к ответственности. Все неустранимые сомнения в виновности предпринимателя должны толковаться в его пользу (ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ, ст. 5 УК РФ).

Кроме того, никто не может нести ответственность дважды за одно и то же противоправное деяние (ст. 50 Конституции РФ, п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, п. 2 ст. 108 НК РФ, п. 2 ст. 6 УК РФ).

Имущественная ответственность предпринимателя состоит в том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом независимо от того, используется оно в предпринимательской деятельности или нет (ст. 24 ГК РФ).

Перечень имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, содержится в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. Он включает предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д. за исключением драгоценностей и других предметов роскоши), продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной величины прожиточного минимума самого предпринимателя и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц.

Также взыскание не может быть обращено на жилое помещение (его части) предпринимателя, если для него и совместно проживающих членов семьи оно является единственно пригодным для постоянного проживания помещением, земельный участок, на котором расположено такое помещение, а также земельный участок предпринимателя, который не используется им в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Исключение составляют случаи, когда помещение и земельный участок являются предметом ипотеки и на них может быть обращено взыскание.

Важные вопросы, возникающие при ликвидации статуса предпринимателя

Процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя не заканчивается государственной регистрацией такого прекращения и внесением записей в госреестр. Для полного расставания со статусом предпринимателю необходимо освободиться от всех обязательств, возникших в процессе его работы. Это вопросы, связанные с трудовыми отношениями, имущест­вом и земельными участками, используемыми для ­предпринимательской деятельности, различные лицензии, разрешения и т.д.

Трудовые отношения

Действующее трудовое законодательство позволяет индивидуальному предпринимателю не только вести самостоятельную деятельность и выступать в качестве работодателя, но и самому работать по трудовому договору в качестве работника. В этом случае он является застрахованным по двум основаниям (закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Фиксированный платеж в размере 150 рублей предприниматель уплачивает сам. А страховые взносы, исходя из налоговой базы по ЕСН, за него уплачивает работодатель как за наемного работника.

Важно помнить, что прекращение статуса не влияет на правоотношения бывшего предпринимателя как работника. Трудовые отношения с работодателем при этом прекращению не подлежат.

В том же случае, когда индивидуальный предприниматель являлся работодателем, ему необходимо оформить прекращение трудовых отношений со своими работниками. Особенности труда работников, нанятых физическими лицами, регулируются главой 48 Трудового кодекса. В настоящее время действует норма, которая возлагает на всех работодателей — физических лиц обязанность по регистрации заключенных трудовых договоров в соответствующем органе местного самоуправления (ст. 303 ТК РФ). При этом обязанность по регистрации прекращения трудового договора в органах местного самоуправления законодательством не предусмотрена.

Кстати, в соответствии с поправками, внесенными в Трудовой кодекс (закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) и вступающими в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (то есть в октябре 2006 года), работодатели — индивидуальные предприниматели вообще освобождены от исполнения обязанности по регистрации трудовых договоров.

Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, то есть по инициативе работодателя (п. 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В случае увольнения работников в связи с прекращением деятельности работодателем — физическим лицом сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором (ст. 307 ТК РФ). Следовательно, нормы Трудового кодекса, предусматривающие сроки предупреждения об увольнении, размеры выходного пособия и других компенсационных выплат, распространяются только на работодателей — юридических лиц.

Контрольно-кассовая техника

В процессе осуществления деятельности индивидуальный предприниматель использует контрольно-кассовую технику, получает различные лицензии и разрешения, создает объекты собственности. Как же быть с этим «наследием» после прекращения статуса индивидуального предпринимателя?

Если государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на ее владельца, снимается с учета. Но если физическое лицо будет восстанавливать статус индивидуального предпринимателя, то оно имеет возможность перерегистрировать ранее принадлежащую ему контрольно-кассовую технику (если по ней не истек установленный срок использования), так как у него изменяются регистрационные номера налогоплательщика (письма ФНС России от 15 июня 2006 г. № ММ–6–06/601@, от 14 марта 2005 г. № 22–3–11/341).

Право собственности на объекты

Часто бывает, что индивидуальный предприниматель создал, к примеру, объект недвижимости (здание, сооружение), но не успел зарегистрировать право собственности. В этом случае он вправе зарегистрировать свое право собственности в общеустановленном порядке независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя. Объясняется это тем, что гражданским законодательством право гражданина иметь в собственности имущество (п. 2 ст. 212 ГК РФ), приобретаемое по основаниям, перечисленным в статье 218 Гражданского кодекса, не обусловлено наличием или отсутствием у гражданина статуса индивидуального предпринимателя.

Как отмечалось выше, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, имущество физического лица юридически не разграничено на используемое в предпринимательской деятельности и в личных целях (постановление от 17 декабря 1996 г. № 20-П).

Кроме того, участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются, в частности, собственники недвижимого имущества (ст. 5 закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Индивидуальные же предприниматели самостоятельными субъектами указанных правоотношений не являются.

Оформленные лицензии

Действие лицензии прекращается со дня внесения в Единый государст­венный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лицензии (п. 3 ст. 13 закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Поэтому любая деятельность, на осуществление которой бизнесмен ранее имел лицензии, запрещена с момента внесения записи в ЕГРИП о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.

Такая деятельность, равно как и само осуществление деятельности без регистрации статуса индивидуального предпринимателя, квалифицируется как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ) либо как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

Земля, выданная для предпринимательства

Если для осуществления предпринимательской деятельности предпринимателю на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок, то приобрести его бесплатно в собственность он не имеет права. Такой вывод содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11. Это связано с тем, что юридические лица в силу пункта 5 статьи 20 ЗК РФ не имеют права на безвозмездное приобретение земельного участка в собственность. Следовательно, индивидуальные предприниматели должны быть поставлены в равные с ними условия.

Если же земельные участки получены ими как физическими лицами, право на их бесплатное обращение в собственность может быть реализовано на общих основаниях. Подобное право может быть реализовано и в случае, если участок был получен физическим лицом, которое позднее получило статус индивидуального предпринимателя и стало использовать полученный земельный участок для предпринимательской деятельности.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 12

Victor_117
26.01.2016, 00:58

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, может ли иностранному гражданину быть отказано в получении статуса индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием у него постоянного места жительства на территории РФ?

Анонимный гость
01.12.2014, 19:11

здравствуйте.я тоже с 2002 года не закрыла ип.но никаких уведомлений.если снова захочу открывать что нибудь -что будет?

Анонимный гость

посадют

Анонимный гость
01.12.2014, 19:11

здравствуйте.я тоже с 2002 года не закрыла ип.но никаких уведомлений.если снова захочу открывать что нибудь -что будет?

Анонимный гость
01.12.2014, 19:11

здравствуйте.я тоже с 2002 года не закрыла ип.но никаких уведомлений.если снова захочу открывать что нибудь -что будет?

Анонимный гость
01.12.2014, 19:11

здравствуйте.я тоже с 2002 года не закрыла ип.но никаких уведомлений.если снова захочу открывать что нибудь -что будет?

алина
15.05.2013, 07:37

Ответьте пожалуйстаsmile:-)

Анита
21.03.2014, 20:12 алина

Я 10 лет как не занимаюсь и так же как и вы ип не закрыла. Узнала случайно что на мне висят исполнительные листы на кругленькую сумму за неуплату налогов в пенсионный фонд за все эти годы.

Анонимный гость
15.05.2013, 07:35

У меня было ип ,после 2005 года я перестала работать но ип после не закрыла,а долг растет. Что делать.?

Гость
11.04.2013, 18:14

Хочу закрыть И П. Не занимаюсь уже более 6 лет. Вся отчетность впорядке. Кассовые аппараты пришли в негодность и я их выбросила. Срок использования по ним уже прошел давно. Как быть? Спасибо

Анонимный гость
23.01.2013, 17:28

не получила ответ на вопрос вкаком порядке снимается статус работодателя и статус ип после подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности или в пенсионном фонде нужно отдельно сниматься с учёта как работодатель

Анонимный гость

ответьте пожалуйста анонимному гостю

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.