Top.Mail.Ru
С начала 2007 года отменяется особый порядок взыскания мелких штрафов. Теперь штрафы любого размера будут взиматься в бесспорном порядке. Автор подскажет вам, как бороться с этой напастью.

Порядок взимания штрафов, существовавший до 2007 года

Закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ внес коррективы в процедуры взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов, установленные положениями первой части Налогового кодекса РФ. Изменения также коснулись процедур взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, установленных законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

С введением этого закона налоговые органы получили право взыскивать с организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые санкции (штрафы) без обращения в арбитражный суд.

Эта «привилегия» налоговых органов распространяется только на ситуацию, когда сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению налогового законодательства (п. 7 ст. 114 НК РФ). Это максимальная сумма штрафа, которую можно взыскать без обращения в суд. Она установлена в отношении одного налога за один налоговый период.

Устанавливая новый порядок взыскания налогов, пеней и штрафов, законодатель приравнял индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам. Ранее индивидуальные предприниматели относились к физическим лицам, имевшим «иммунитет» при взыскании налогов, пеней и налоговых санкций. До революционных поправок налоговые органы могли получить с них все перечисленное выше только через суд. С начала 2006 г. положение о том, что налоговые санкции взыскиваются в судебном порядке, распространяется лишь на физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность.

Для взыскания штрафа с индивидуального предпринимателя необходимо было вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (подп. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). В нем четко должна была быть установлена сумма штрафа, накладываемого на нарушителя.

В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, превышала пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, то такая сумма штрафа взыскивалась в судебном порядке.

Если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышала пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимал решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приняв решение о взыскании штрафа, налоговый орган должен был предложить нарушителю добровольно уплатить его. Но если налогоплательщик — индивидуальный предприниматель не хотел добровольно платить сумму штрафа в срок, указанный в требовании о его уплате, то вступало в законную силу и обращалось к принудительному исполнению решение о взыскании налоговой санкции.

Далее судебный пристав-исполнитель получал постановление об исполнении вступившего в силу решения о взыскании штрафа. Это происходило в течение пяти дней после вступления решения в законную силу. В тот же срок копия указанного постановления направлялась индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с пунктом 8 статьи 103.1 Налогового кодекса РФ принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, у налоговых органов были сомнения относительно того, на основании какой статьи производить взыскание штрафов с налого­плательщиков. Инспекторы вместо того чтобы принудительно взыскать с «несогласных» штраф до 5 000 рублей по статье 103.1 НК РФ, пытались руководствоваться положениями статьи 46 НК РФ. И пока налоговики доказывали свою правоту, срок давности истекал.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении № 30 от 22 июня 2006 г. разрешил существовавшее противоречие. Судьи указали, что статьи 103.1 и пункт 7 статьи 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 НК РФ. Указанные статьи предусматривали специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций, и положения статьи 46 НК РФ в данном случае не должны были применяться. Если же неуплаченные в добровольном порядке суммы штрафов превышают 5 000 руб., тогда эти суммы взыскиваются в судебном порядке на основании пункта 7 статьи 114 НК РФ с соблюдением срока давности, определенного в статье 115 НК РФ.

Пример 1

После проведения камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о взыскании мелкой суммы штрафа с налогоплательщика. Налоговая инспекция предложила ему самостоятельно уплатить сумму штрафа. Однако налогоплательщик отказался платить. В связи с этим налоговая инспекция на основании пункта 9 статьи 46 НК РФ приняла решение о взыскании суммы налоговых санкций за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и направила инкассовое поручение на списание штрафа.

Но налоговая инспекция не учла, что взыскание штрафов на основании ст. 46 НК РФ производится в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами. В отношении же ­налогоплательщиков в НК РФ предусмотрен иной порядок списания штрафов.

Так, на основании пунктов 7 и 8 статьи 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу путем направления соответствующего по­становления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, пред­усмотренном законом «Об исполнительном производстве» (постановление ФАС Северо-­Западного округа от 12 сентября 2006 г. № А44–485/2006–7).

Порядок взимания штрафов, вступивший в силу с 1 января 2007 года

Законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ (далее — закон) снова были ­внесены существенные изменения в Налоговый кодекс РФ.

Как уже было указано, случаи принудительного взыскания штрафа на основании решения налогового органа устанавливались пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ, а порядок взыскания штрафа определялся статьей 103.1 Налогового кодекса РФ. По решению налогового органа подлежали взысканию штрафы с индивидуальных предпринимателей — 5 000 руб. по каждому неуплаченному налогу. Однако с 1 января 2007 г. указанные нормы перестают действовать. Таким образом, налоговые органы с 1 января 2007 г. могут взыскать с индивидуального предпринимателя любую сумму штрафа во внесудебном порядке.

В связи с принятием закона и прекращением действия статьи 103.1 Налогового кодекса РФ порядок взыскания налога, пеней и штрафов за счет денежных средств организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках и имущества регулируется статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ.

Взыскание денежных средств со счетов в банках осуществляется по соответствующему решению налогового органа в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы штрафа. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи ­заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании доводится налоговым органом до сведения индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании индивидуальному предпринимателю под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Если же предприниматель не получит решение, то он узнает о нем из банка, когда туда придет поручение на списание денежных средств.

Поручение налогового органа на перечисление сумм штрафа в бюджет РФ направляется в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае же недостаточности или отсутствия средств на счетах налогоплательщика или в случае отсутствия счетов вообще налоговый орган вправе взыскать штраф за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ). Взыскание штрафа за счет имущества индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Решение о взыскании штрафа за счет имущества индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Как можно бороться с бесспорным порядком

Решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение исполняется со дня вступления в силу. Этот день наступит по истечении десяти дней с даты вручения решения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ новой редакции). Однако предприниматель может оспорить решение в вышестоящей налоговой инстанции. В этом случае решение вступает в силу с даты утверждения уже вышестоящей налоговой инстанции.

Кроме того, остается право на судебную защиту. Ведь параллельно решение налоговиков можно обжаловать в арбитражном суде. Правда, такая возможность будет существовать только до 1 января 2009 года. Начиная с этой даты, будет действовать пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. В нем предусмотрена возможность обжалования решения налоговиков в суде только после обжалования в вышестоящей налоговой инстанции.

Индивидуальному предпринимателю, в отношении которого инициирована процедура принудительного внесудебного взыскания сумм штрафов и который желает приостановить ее действие до разрешения материального налогового спора, необходимо:

  • обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа, обжаловав при этом не только решение, вынесенное на основании статьи 101 Налогового кодекса РФ, но и постановление о взыскании налога за счет имущества ­статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ;
  • одновременно с этим заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых ненормативных актов налогового органа.

Также в случае нарушения налоговым органом процедуры бесспорного взыскания налоговым органом суд может признать недействительным решение налогового органа, что и нашло свое отражение в постановлениях ФАС Уральского округа от 26 октября 2006 г. № Ф09–3282/06-С7, ФАС ­Центрального округа от 28 сентября 2006 г. № А54–1165/2006/С21 и другие.

Пример 2

Налоговая инспекция провела камеральную проверку налогоплательщика и вынесла решение о взыскании с налогоплательщика налога, пени и штрафа за счет его имущества. Но проверяемый не согласился с инспекцией и подал заявление в суд о признании недействительным решения налоговиков.

В процессе рассмотрения дела открылись следующие обстоятельства. Во-первых, налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих законность и обоснованность начисления пени. Во-вторых, налоговики не убедились в отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, но, невзирая на это, решили обратить взыскание задолженности по налогам и сборам на имущество проверяемого.

В результате суд признал недействительным решение налоговиков о взыскании недоимки и пени за счет имущества, так как чиновники нарушили процедуру взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2006 г. № Ф04–3824/2006(27379-А27–37)).

*   *   *

В завершение можно сказать, что теперь налогоплательщикам необходимо более тщательно следить за правильностью составления налоговых деклараций и проведения сверок с налоговыми органами. В случае если налоговым органом все же вынесено решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, то необходимо незамедлительно обжаловать это решение и применить обеспечительные меры по приостановлению поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджет РФ.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Рассчитываем страховые взносы при совмещении ОСНО и ЕНВД

Совмещая общую систему налогообложения и ЕНВД, бизнесмены должны учитывать множество нюансов при определении своих доходов для расчета взносов. ­Поговорим о них и приведем последние разъяснения чиновников по этой теме.

Четыре главных вопроса про отправку отчетности по ТКС

Наиболее часто инспекторы направляют требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Готовим документы для налоговиков

При проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять инспекторам необходимые документы. В каком виде необходимо передавать документы? Как правильно заверять бумажные копии, если документ многостраничный или это подшивка документов? Когда должны быть поданы документы в электронном виде? Как составить опись документов для проверяющих? В какие сроки следует представить документы в ходе камеральной, выездной и встречной проверок? Какая ответственность грозит за невыполнение требований ­инспекторов? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности осуществления деятельности предпринимателя – частного юриста

Человек, далекий от юриспруденции, не всегда может отличить адвоката от частного юриста. Действительно, оба специалиста оказывают юридические услуги. Значит, разница только в названии? Но между этими профессиями существует немало принципиальных отличий. Достаточно хотя бы того, что частным юристом может стать любой желающий, а статус адвоката еще нужно получить. Но это не значит, что качество услуг адвоката будет выше. Автор избавит вас от этого стереотипа. Если же вы хотите оказывать услуги в области права и выбираете, кем стать, то вам нужно помнить, что юрист-предприниматель вправе применять «упрощенку», а адвокат – нет.

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

В ходе налоговой проверки инспекторы обнаружили нарушения, за которые на вас наложили штрафы. Знакомая ситуация? Тогда вы должны знать, что совершенно необязательно соглашаться с решением налоговиков, ведь его можно оспорить в вышестоящей инстанции и в суде. Знаете ли вы, какие ошибки инспекторов в требовании об уплате штрафа делают его незаконным? Как избежать взыскания санкций за счет иного имущества? Когда применимы внесудебный и судебный порядки обжалования решения налоговиков? Авторы не только подробно ответили на эти и другие вопросы, но и показали на примере, как документально оформить свои возражения по акту налоговой проверки и апелляционную жалобу на решение налоговиков.

Проверка органами федеральной миграционной службы

Санкции за нарушение миграционного законодательства, накладываемые на работодателей, крайне жесткие, а судебная практика складывается не в пользу последних. Поэтому предпринимателям следует иметь представление о возможных штрафах и полномочиях миграционной службы при проведении проверок.