Top.Mail.Ru

Основные средства куплены до регистрации ИП: тонкости учета

В некоторых ситуациях предприниматели используют в деятельности личное имущество, купленное до приобретения статуса ИП. Есть ли возможность компенсировать эти затраты?
В процессе осуществления предпринимательской деятельности бизнесмен приобретает основные средства. Это могут быть как объекты недвижимости, так и иное имущество – автомобили, оборудование и т.д. После покупки закономерно возникает вопрос: как учесть стоимость основного средства и не нарушить налоговое законодательство? В большинстве случаев особых проблем не возникает. Однако в некоторых ситуациях, например, когда нет средств на приобретение дорогостоящих основных средств, предприниматель использует личное имущество, купленное им до приобретения статуса ИП. Как в таком случае компенсировать себе хотя бы часть понесенных затрат?

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и использующие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», включают в налоговую базу расходы из перечня п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в котором указаны расходы на покупку основных средств. Об этом сказано в подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Уточним, что под «основным средством» необходимо понимать амортизируемое имущество, применяемое при производстве продукции, при выполнении работ (услуг) либо для управленческих нужд, со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью более 20 000 рублей. Нельзя забывать, что расходы на его покупку должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Если вы определили, что приобретенное имущество обладает вышеперечисленными признаками, таким образом, затраты на него можно учесть при определении налоговой базы. Но немаловажным моментом является то, когда данное имущество было приобретено: до или после государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Дата, указанная в свидетельстве о регистрации, говорит о начале предпринимательской деятельности, а все расходы, понесенные «до», не имеют ничего общего с вашим бизнесом. Таким образом, расходы на приобретение имущества не являются расходами, произведенными для осуществления предпринимательской деятельности, и не могут уменьшать облагаемый доход предпринимателя. Об этом напомнило главное финансовое ведомство страны в письмах от 04.07.2007 г. № 03-11-02/210, от 04.04.2007 г. № 03-11-05/64.

Однако позиция контролирующих органов не является однозначной. Глава 26.3 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с приобретением основных средств и понесенных физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Более того, в подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен порядок включения расходов на приобретение основных средств, которые куплены налогоплательщиками до перехода на УСН. На обоснованность применения этой нормы в ситуации, когда расходы на приобретение объектов основных средств понесены физическим лицом в тот период, когда он не имел статуса индивидуального предпринимателя, указывается и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2008 г. № А56-20123/2007.

Как видим, рассматриваемый вопрос может быть спорным. Поэтому решение лучше принимать самостоятельно, с учетом изложенной информации. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, если избранный вариант противоречит позиции контролирующего органа, это приводит к конфликту с последним.

Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих другие системы налогообложения, то при УСН с уплатой 6-процентного налога (объект налогообложения «доходы») величина расходов не имеет значения, для коммерсанта важна только сумма дохода, именно с нее платится единый налог.

Профессиональный налоговый вычет

Само название «профессиональный вычет» говорит, что предприниматель может их заявить только в связи со своей коммерческой деятельностью. То есть если принимать во внимание мнение финансистов, расходы, понесенные до регистрации в качестве ИП, учесть нельзя, в том числе и претендовать на профессиональный вычет по НДФЛ (письмо Минфина РФ от 07.10.2009 № 03-04-05-01/730).

Но арбитражная практика показывает, что в этом вопросе судьи занимали позицию налогоплательщика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2006 № А19-28405/04-33-Ф02-3027/06-С1). Поэтому если руководствоваться мнением арбитров, то бизнесмен вправе учесть расходы на приобретение основных средств за тот период, когда не имел статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, он может претендовать на профессиональный вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Однако это касается только предпринимателей на ОСНО, так как право на профессиональный вычет предоставляется лишь в отношении НДФЛ. А при расчете «упрощенного» налога с доходов коммерсант не вправе уменьшать выручку, с которой определяется налог.

Что делать, когда документов, подтверждающих затраты, нет либо они составлены с ошибками и не могут быть обоснованием расходов? В таком случае коммерсант вправе получить данный вычет либо в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, либо заявить фиксированный вычет в размере 20 процентов от общей суммы дохода, полученного за год.

Одновременно воспользоваться двумя предложенными вариантами нельзя. Если, например, часть доходов подтверждена, то придется делать выбор. Заявить вычет частично фиксированной суммой, частично фактически истраченной нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А 19-19398/04-15-5Ф02-325/06-С1).

Как получить профессиональный вычет

Для получения налогового вычета предприниматель должен представить на налоговую инспекцию заявление. Документ подается одновременно с налоговой декларацией до 30 апреля за предыдущий год (ст. 221 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16).

Унифицированной формы заявления нет. Поэтому документ составляется в произвольной форме.

Образец документа. Заявление на получение профессионального налогового вычета

Кстати, инспекторы могут отказаться принимать декларацию, если к ней не прилагается заявление. На деле же проверяющие обязаны принять декларацию и поставить на копии, которую предприниматель заберет себе, отметку с датой и подписью о принятии (п. 4 ст. 80 НК РФ), а недостающее заявление коммерсант может принести позже.

Подтверждающие документы

Минфин в письме № 03-04-07-01/16 говорит о том, что вычет предоставляется только на основании предоставленных налогоплательщиком соответствующих документов. Это письмо налоговая служба разослала по управлениям, и контролеры активно применяют его на практике, требуя от коммерсантов подтверждающие бумаги.

Однако решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.08.2008 г. № 7696/08 это требование признано недействительным. Судьи пришли к выводу, что в НК РФ нет положений, обязывающих предпринимателя представлять документы, подтверждающие заявленные суммы. Таким образом, коммерсант вправе сам решать, представлять ли документы вместе с заявлением. Однако в таком случае дополнительных вопросов со стороны проверяющих не избежать.

Итак, есть несколько простых правил, позволяющих избежать переплаты в бюджет НДФЛ:

  • Предприниматель должен быть зарегистрирован, а имущество оформлено на него как на ИП.
  • Если нет подтверждающих документов, можно списать в расходы 20 процентов от суммы доходов.
  • К заявлению о предоставлении профессионального вычета все же лучше предоставить подтверждающие расходы документы. Например, платежки, договоры, кассовые чеки и т.д.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Памятка по составу отчетности при разных налоговых режимах

В зависимости от применяемого режима налогообложения бизнесмен должен представлять определенный состав отчетности. Коммерсантам, производящим выплаты по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, следует представлять в контролирующие органы еще больший объем отчетной документации. Рассмотрим все возможные варианты.

Контрольные соотношения по 6-НДФЛ: дубль три

ФНС России подготовила уже третьи контрольные соотношения по расчету 6-НДФЛ. И ни одни из них по оценкам бухгалтеров «не доведены до ума». Автор анализирует письма налоговиков, поясняя, что данные в прошлом номере рекомендации по заполнению расчета 6-НДФЛ наиболее верные.

Алексей Карпенко: «Автоматический обмен налоговой информацией – это бомба, которая взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции»

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году

Пожалуй, нет ни одного коммерсанта, который бы не использовал в своей деятельности расчеты наличными денежными средствами. Поговорим о том, по каким правилам это нужно делать в 2016 г. и на что обратить внимание.

Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.

Электронные билеты: Как подтвердить расходы

При покупке электронного билета бумажный документ не оформляется. И у предпринимателей возникают опасения, удастся ли обосновать расходы на проезд в таком случае. Автор не только развеивает их, но и приводит рекомендации для сложных случаев, основанные на официальных разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Книга учета доходов и расходов: практические советы по заполнению

Главным налоговым регистром для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, является Книга учета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются поступления и траты, влияющие на налоговую базу. Как правильно заполнять Книгу учета? Как внести в нее исправления? Обязаны ли предприниматели заверять Книгу учета в налоговой инспекции? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Особенности принятия расходов в УСН: бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Мы продолжаем раскрывать тему принятия расходов при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В этой статье автор рассматривает особенности учета бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, анализирует разъяснения чиновников по данному вопросу и судебную практику. На спорные вопросы по теме отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.