В последних номерах контрольно-кассовая техника неоднократно становилась темой нашего обсуждения: мы говорили о законодательных основах и новшествах в ее применении, обсуждали проблему выбора подходящего кассового аппарата. В этой статье мы поговорим о правовых основаниях, которые позволяют государственным органам осуществлять контроль над применением ККТ, и мнениях судов различных инстанций по данной проблеме.
В последних номерах мы неоднократно поднимали тему ККТ: говорили о законодательных основах и новшествах в ее применении, обсуждали проблему выбора подходящего кассового аппарата. В этой статье речь пойдет о правовых основаниях, которые позволяют государственным органам осуществлять контроль над применением ККТ, и мнениях судов различных инстанций по данной проблеме.В соответствии со ст. 14.5 КоАП продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законодательством случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию клиента в случае, предусмотренном законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств) влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 руб. до 4 000 руб.
Напоминаем, что предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП).
Право на контрольную закупку
Контроль над соблюдением индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон о ККТ) возложен на налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона о ККТ и п. 5.1.6 Положения о ФНС, утвержденного постановлением Правительства от 30.09.2004 г. № 506).
Вместе с тем проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Налоговые органы не включены в список лиц, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 и ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», далее - Закон о розыскной деятельности).
Отметим, что в силу ст. 26.2 КоАП не допускается использование доказательств , полученных с нарушением закона. Поэтому арбитры считают, что проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля над применением ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушении (постановления Президиума ВАС от...