Top.Mail.Ru
Возможно, кому-то покажется странным, что мы сейчас говорим на тему кадрового резерва. Но не спешите удивляться. Кризис не вечен, и мы уверены, что многие организации переживут его. Конечно, переживут с потерями, и в первую очередь с потерями работников, занимавших высокие статусные должности. Вы уверены, что сможете сразу найти им замену? Именно ­поэтому советуем «готовить сани летом», а резервистов – в кризис.

Профессионалы нужны организации всегда, тем более во время финансового кризиса. Когда организации становится «туго» и менеджерам приходится пересматривать бюджеты, чтобы снизить расходы, возрастает роль квалифицированных сотрудников, способных приносить пользу компании при нехватке тех или иных ресурсов. А для того чтобы организация обладала таким кадровым потенциалом, сотрудников необходимо заранее обучать, оценивать, в общем, любыми способами сопровождать их карьеру.

Один из методов, позволяющий готовить высококвалифицированный персонал внутри организации, – создание кадрового резерва. Его наличие является показателем стабильности организации и профессионализма топ-менеджмента. Действительно, если компания не планирует долго оставаться на рынке, зачем ей готовить сотрудников на перспективу? Опытные руководители знают о том, какую выгоду приносит правильное управление карьерой персонала, и уделяют серьезное внимание данному вопросу, используя для этого различные управленческие процедуры: формирование кадрового резерва, ротацию кадров, оценку персонала и другое.

Роль подразделений по управлению персоналом при создании «золотого кадрового запаса» велика: необходимо вести учет резервистов, готовить программы обучения, отслеживать результаты стажировки.

Не стоит думать, что сама идея кадрового резерва возникает только тогда, когда этим начинает заниматься HR-специалист. Это не так. В любой, даже очень маленькой организации, ее руководитель постоянно следит за успехами и неудачами своих подчиненных, кого-то он решает «продвинуть» вверх по карьерной лестнице, кого-то со временем уволить, кого-то предполагает сделать своим заместителем.

В компаниях, где развиты неформальные коммуникации, а большая часть вопросов решается в курилках, банях, на охоте, в клубах, кадровый резерв существует в головах топ-менеджеров предприятия. Другими словами, «сильные мира» решают вопросы карьеры сотрудников в русле интриг и недомолвок, играя в закрытые политические игры. В то время как система кадрового резерва, интегрированная в процессы управления человеческими ресурсами, должна быть ясной и понятной всем работникам предприятия.

Кадровый резерв как система

Ставим цели

Перед HR-менеджером должны стоять ясные цели и задачи системы резервирования персонала. То есть необходимо решить, для чего создается кадровый резерв? Довольно часто на этот вопрос не могут ответить даже первые лица компании.

Пример 1

Менеджер по персоналу небольшой компании Екатерина К. получила от генерального директора задание начинать формирование кадрового резерва. Екатерина решила уточнить цель создания «золотого HR-запаса». Во время беседы генеральный директор туманно пояснил, что так нужно, потому что «не должно быть никаких сбоев в работе, когда уходит сотрудник».

Итак, при создании кадрового резерва перед специалистом по управлению персоналом встанут следующие задачи:

  • определить, какие категории персонала должны входить в списки резервистов,
  • понять, с помощью каких методов отбирать сотрудников в резерв,
  • решить, чему обучать резервистов и какие ресурсы для этого могут потребоваться.

И, наверное, самая главная задача – это понять, а нужен ли вообще кадровый резерв компании? Ведь ту или иную проблему управления человеческими ресурсами можно решить разными способами. К примеру, избежать сбоев при увольнении сотрудника можно своевременным наймом на работу нового человека, компетентного и опытного. В некоторых случаях это проще и дешевле создания «золотого HR-запаса».

Следовательно, менеджер по персоналу должен задать руководителю вопросы, которые помогут определить цель создания кадрового резерва:

  • для чего нужен кадровый резерв?
  • можно ли обойтись без создания кадрового резерва?
  • какими качествами должны обладать сотрудники, состоящие на учете как резервисты?
  • какие навыки должны получить резервисты?
  • для каких должностей предназначен резерв?

Говоря о целях кадрового резерва, важно помнить, что существуют вертикальная и горизонтальная разновидность карьерного роста в организации.

Вертикальная карьера...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Если бы коллеги были сказочными персонажами

Даже если на улице не снежная зима и не морозы под – 40°С, приближение Нового года все равно ощущается. А как лучше всего поднять себе настроение? Присмотреться к коллегам. Ведь накануне семейного праздника они как никогда становятся похожими на сказочных персонажей! Под масками ваших коллег скрываются Царевны Несмеяны, трудолюбивые Золушки и даже вредные Бабки Ёжки. Давайте присмотримся повнимательнее в первую очередь к коллегам-женщинам, ведь их в кадровых службах большинство.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.