Схема управления товарными потоками постепенно начинает применяться и в российском сетевом ритейле. На кадровом рынке появляется спрос на так называемых «категорийных менеджеров», которые реализуют современные подходы к организации работы магазинов. Однако проблемами новой профессии становятся размытые функции и требования к специалистам.
Первоначальная задача супермаркета – предоставить покупателям максимальную возможность выбора, объединив всю продукцию «под одной крышей». Однако оказывается, что для эффективной организации торговли необходимо все же разделить весь ассортимент на различные группы, каждая из которых должна управляться индивидуально. Специалиста, принимающего на себя «руководство» отдельным потоком товаров, принято называть «категорийным менеджером».
Деление товаров = умножение продаж
В том, что до сих пор не существует четкого образа специальности «категорийный менеджер», нет ничего удивительного, поскольку она еще слишком молода. В отличие от многих других профессий она даже имеет точную дату рождения. Так, в 1985 году розничная сеть Schnucks из Сент-Луиса (США) решилась на смелый эксперимент: здесь с помощью специальной программы стали рассчитывать оптимальный размер полочного пространства для каждого продукта в определенной категории. В результате объем продаж значительно вырос, а на розничном рынке произошла настоящая революция: к ассортименту магазина стали подходить не как к собранным воедино отдельным товарам, а как к совокупности определенных категорий.
Таким образом, был выявлен ряд ключевых позиций. Например, группа стабильно покупаемых товаров получила название «создателя потоков» (traffic builder); категория, обеспечивающая большой объем продаж, стала называться «генератор наличности» (cash generator) и т.д. Умело манипулируя ими, ритейлер может добиться большей оборачиваемости и увеличения прибыли.
Мнение эксперта
Татьяна Голубниченко, руководитель группы подбора персонала направления «Ритейл» кадрового центра «ЮНИТИ»
«Категорийные менеджеры» в нашей стране появились с приходом сетевого ритейла. Изначально управление магазинами строилось по функциональной схеме, при которой задачи распределялись между соответствующими отделами: продаж, закупок, логистики, маркетинга. Однако при наличии огромной номенклатуры товаров очень трудно учесть нюансы, присущие каждой группе, что приводит к несогласованным действиям подразделений. Поэтому в сетевой рознице такая схема не работает. Система «категорийного менеджмента» напротив отталкивается от особенностей товара и его движения, объединяя функции управления в руках одного человека. Он курирует все вопросы по ассортименту, ценообразованию, сбыту, продвижению конкретной группы товара и заинтересован закупить по оптимальной цене товар, объем продаж которого будет максимальным.