Top.Mail.Ru
Несмотря на то, что любой человек, занимающийся преподавательской деятельностью, является обычным наемным работником, на которого распространяются общие нормы трудового законодательства, для него предусмотрен целый ряд особенностей, связанных со спецификой его деятельности. И таких профессий немало. Поэтому мы решили открыть новую рубрику, в которой авторы будут рассказывать именно о нюансах трудовых отношений с разными категориями работников, которые содержатся не только в ТК РФ, ­но и в различных отраслевых нормативных правовых актах.

Правовая база

В Трудовой кодекс РФ включена специальная глава 52, посвященная особенностям регулирования труда педагогических работников. Помимо этого специфике трудовых отношений в сфере образования посвящен целый ряд нормативно-правовых актов. Прежде всего это Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), а также большое количество нормативных актов федерального и регионального уровней, принятых в развитие положений данного закона.

Кроме того, для всех типов образовательных учреждений Правительство Российской Федерации разработало и утвердило типовые положения, каждое из которых является обязательным для всех видов учреждений определенного типа, находящихся как в государственной, так и в муниципальной собственности. Важный момент: для частных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию рекомендательных. Вот некоторые из них:

  • постановление от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
  • постановление от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
  • постановление от 03.03.2001 г. № 160 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;
  • постановление от 01.07.1995 г. № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

На уровне муниципальных образований России также приняты и действуют специальные нормативные акты органов местного самоуправления (в том числе акты муниципальных органов управления образованием), регулирующие труд педагогов, исходя из специфики развития той или иной муниципальной территории, а также особенностей местной системы образования.

Пример 1

В Приморском крае на протяжении уже более трех лет существует собственный нормативный правовой акт – Закон Приморского края от 29.12.2004 г. № 202-КЗ «Об образовании в Приморском крае». А в каждом муниципальном районе и городском округе края – положение об организации предоставления образования (общего, дополнительного и т.д.).

Согласно подпункту «в» пункта 7 части 1 статьи 13 Закона об образовании отдельные положения, касающиеся порядка комплектования педагогических работников образовательного учреждения, а также условий оплаты их труда, могут устанавливаться уставом образовательного учреждения, положения которого не должны противоречить действующему законодательству.

Таким образом, руководитель образовательного учреждения должен руководствоваться законодательством всех уровней, отдавая приоритет в спорных вопросах нормативным правовым актам федерального значения.

Трудовой договор

Заключение

В целом порядок заключения трудового договора с педагогом мало чем отличается от общего порядка, предусмотренного главой 11 ТК РФ. Однако есть некоторые нюансы, о которых мы и поговорим.

  1. Часть 4 статьи 55 Закона об образовании предписывает, что в трудовом договоре в обязательном порядке должна быть оговорена учебная нагрузка педагогического работника. При этом она не должна превышать предел, установленный соответствующим типовым положением об образовательном учреждении.
  2. При установлении количества часов педагогической работы работодателю необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – постановление № 191). При этом не следует забывать, что по общему правилу продолжительность рабочей недели любого педагогического работника не может превышать 36 часов (статья 333 ТК РФ) и выходить за это ограничение работодателю категорически запрещается. Однако при установлении учебной нагрузки работодатель при наличии свободных часов должен обеспечить педагогу утвержденную постановлением № 191 норму часов за ставку заработной платы, поскольку от этого зависит возможность для педагога претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. И если продолжительность рабочего времени педагога без уважительных причин (ими могут быть сокращенное количество учебных часов по учебному плану, неполная ставка по штатному расписанию, срочный трудовой договор) составит менее утвержденной нормы часов, то этот факт будет рассматриваться как нарушение трудовых прав педагога, а также его прав на социальное обеспечение, гарантированное государством.

Справка

Постановлением № 191 для учителей 5–11(12) классов средних школ норма часов за ставку заработной платы установлена в размере 18 часов в неделю. При этом с 1 сентября 2000 года указанные учителя имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю. Если же учителю будет установлена недельная учебная нагрузка менее 18 часов, период его работы после 1 сентября 2000 года не будет засчитан в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Об этом сказано в пункте 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781).

  1. Статьей 332 ТК РФ установлены особенности заключения трудовых договоров с педагогическими работниками высших учебных заведений. Поэтому когда в качестве работодателя выступает университет, институт или академия, при заключении трудовых договоров следует обращать внимание также на особенности, предусмотренные указанной статьей.
    Переписывать Кодекс мы не будем, а лишь отметим один интересный момент. В статье 332 ТК РФ сказано, что в федеральных государственных высших учебных заведениях должности деканов факультетов замещаются лицами не старше 65 лет. Однако, согласно определению Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 213-О, такая норма в силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 27.12.1999 г. № 19-П, утрачивает силу и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующая статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 1) Конституции РФ. Следовательно, в настоящее время заключение трудового договора на замещение должности декана факультета федерального государственного высшего учебного заведения разрешается также с лицами старше 65 лет.
  2. Согласно статье 331 ТК РФ одним из оснований, по которому некоторые лица не допускаются к педагогической деятельности, является наличие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Отметим, что в настоящее время такого перечня не существует. Поэтому работодателю в данном вопросе надлежит руководствоваться Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377.
  3. Поскольку труд педагога предполагает огромную личную ответственность, необходима детальная регламентация его должностных обязанностей. Поэтому, чтобы не «загромождать» трудовой договор, на наш взгляд, целесообразно будет разработать подробную должностную инструкцию. При этом в трудовой договор включается пункт следующего содержания: «Работнику устанавливаются должностные обязанности согласно должностной инструкции, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора». После этого трудовой договор без должностной инструкции будет считаться недействительным. При составлении должностной инструкции (либо при установлении должностных обязанностей педагога непосредственно в трудовом договоре) работодателю необходимо руководствоваться постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 г. № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации»1, в котором приведены тарифно-квалификационные характеристики по основным должностям педагогических работников образовательных учреждений.
  4. При установлении педагогу режима рабочего времени работодателю следует учитывать положения приказа Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – приказ № 69). Именно на основании данного приказа работодатель сможет определить порядок составления штатного расписания (с учетом так называемых «окон»), а также порядок привлечения педагогического работника к дежурству по учреждению, к участию во внутришкольных мероприятиях и т.д.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.