В статье мы расскажем об особенностях режима рабочего времени, времени отдыха и условий труда сотрудников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (как на легковых автомобилях, так и на грузовых). Также рассмотрим весь комплекс обязательных доплат водителям (за классность, за работу по графику с разделением смены, сверхурочные выплаты и т. д.). Кроме того, обратим ваше внимание на следующие нюансы: когда необходим сменщик, кто вправе осуществлять перевозку опасных грузов, что делать при поломке в пути и т. д.
Необходимо помнить, что режим труда и отдыха водителей регулируется не только Трудовым кодексом, но и специально разработанными отраслевыми документами. Чтобы вы были подкованы во всех тонкостях при решении вопроса трудоустройства водителей, в статье мы рассмотрим следующие особенности: как определить профпригодность сотрудника, что входит в рабочее время шофера и как не ошибиться с утверждением периодов отдыха, нюансы составления графиков работы (сменный, разрывной и т.д.), особенности труда при перевозке грузов, оплата труда. Также обратим ваше внимание на то, к чему может привести несоблюдение режима труда и отдыха водителей.
Нормативная база
Режим труда и отдыха работников-водителей, а также правила автомобильной перевозки регулируются следующими документами:
- Трудовым кодексом;
- гл. 40 «Перевозки» Гражданского кодекса;
- Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав);
- Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах);
- Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения);
- Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса от 09.03.1995 г. № 27 (далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения);
- Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 г. № 151 (далее – Положение о работе и отдыхе водителей);
- Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными постановлением Минтруда от 12.05.2003 г. № 28 (далее – Правила по охране труда);
- Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом 30.07.1971 г. (далее – Правила перевозки грузов);
- Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства от 14.02.2009 г. № 112 (далее – Правила перевозки пассажиров);
- Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Минтранса от 08.08.1995 г. № 73 (далее – Правила перевозки опасных грузов);
- Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом 27.05.1996 г. (далее – Инструкция);
- Перечнем грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР № 460, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1986 г. № 26-60 (далее – Перечень);
- Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008–2010 годы2.
Особенности трудоустройства
Профпригодность
Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти соответствующий профессиональный отбор и профессиональную подготовку (ст. 328 ТК РФ). В данном случае претенденту придется предоставить водительское удостоверение соответствующей категории. В настоящее время существуют следующие категории, подтверждающие наличие права на управление транспортными средствами (п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства от 15.12.1999 г. № 1396, далее – Правила):
- «А» – мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;
- «В» – автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
- «С» – автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг;
- «D» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- категория «Е» – составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят в одну из этих категорий или в эти категории.
Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах «D» и «Е» водительского удостоверения. Водители, имеющие категории «В», «С» или «D», могут управлять транспортными средствами также при наличии прицепа, масса которого не превышает 750 кг. Если же допустимый вес прицепа не больше массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В» и все это не превышает 3 500 кг, то при управлении им достаточно водительского удостоверения с отметкой в графе «В». Водителям транспортных средств категорий «А» или «В» предоставляется право на управление мотоколясками (п. 6–9 Правил).
Отметим те категории лиц, которые к управлению транспортными средствами допускаются только после прохождения соответствующей стажировки (п. 3.1.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения):
- впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы;
- имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года;
- назначаемые для работы на горных маршрутах;
- переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.
Кстати, квалификационные характеристики на водителей с 1 по 3 классы можно посмотреть в Квалификационном...