Top.Mail.Ru

Проводим служебное расследование: правила оформления документов

Для организации эффективной работы предприятия работодатель имеет право требовать соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и четкого выполнения должностных обязанностей. Но сотрудники могут нарушать трудовую дисциплину: опаздывать на работу, не выполнять или халатно относиться к должностным обязанностям. Срыв производственного процесса может привести к финансовым потерям. Как при этом привлечь к ответственности нарушителей дисциплины труда? За что и при каких обстоятельствах работодатель имеет право привлечь нерадивых работников к дисциплинарной ответственности? Правильное документационное оформление служебного расследования является краеугольным камнем в этом административном процессе. С одной стороны, работодатель получает возможность принять взвешенное, законно обоснованное решение, с другой – не должны нарушаться права и интересы работника.
Очень часто в компаниях при отсутствии службы безопасности проведение расследования по факту проступка работника возлагают на специалистов по персоналу. Конечно, можно воспринимать процесс как малоприятный и карательный. Бытует мнение, что при обнаружении факта проступка сотрудника достаточно пожурить нарушителя либо провести душеспасительную беседу, и все станет на свои места. Но не всегда это срабатывает: сотрудники продолжают нарушать трудовую дисциплину1. И уж если превентивные меры не помогают, то стоит взять на вооружение «тяжелую артиллерию» – дисциплинарные взыскания. Однако чтобы наложить на работника подобное взыскание, необходимо доказать, что именно он совершил этот проступок, что взыскание наложено законно и в срок. Доскональное и четкое документальное оформление при неблагоприятном развитии событий и увольнении работника позволит отстоять свою правоту в суде или перед трудовой инспекцией.

С чего все начинается

Конечно, с самого факта дисциплинарного проступка. Что же считать проступком? Трудовой кодекс дает определение дисциплинарного проступка в ст. 192: неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Трудовые обязанности, согласно опять же ТК РФ, определены трудовым договором и должностной инструкцией и представляют собой трудовую функцию, которую работник обязан лично выполнять за определенную плату, соблюдая правила внутреннего трудового распорядка (ст. 15, 57 ТК РФ). Таким образом, невыполнение обязанностей можно толковать как неисполнение трудовой функции, определенной трудовым договором и должностной инструкцией. Данное определение отсылает нас к понятию «трудовые отношения». Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения возникают только с момента подписания трудового договора, носят длящийся характер, так как работник, заключив трудовой договор, вступает в правоотношения для выполнения определенной трудовой функции, а не разового задания. При этом работник становится обладателем не только прав, но и обязанностей, закрепленных ст. 20 и 21 ТК РФ. Поэтому работодатель имеет право наказать работника, который в определенный отрезок времени не выполнял трудовую функцию, даже тогда, когда задание все-таки было выполнено в срок. Эти понятия являются отправной точкой в определении самого дисциплинарного проступка.

Каждый работодатель может определить для себя список проступков, при совершении либо же несовершении которых на работников будут налагаться дисциплинарные взыскания. В самых общих чертах все проступки можно отнести к следующим группам:

  • любой случай нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, ранний уход с работы, опоздание с перерыва или к началу рабочего дня);
  • невыполнение, некачественное исполнение работником трудовой функции (например, если по договору у работника трудовой функцией обозначено ежедневное мытье подоконников, а он моет их через день);
  • любое нарушение трудового договора или должностной инструкции (например, должностной инструкцией предусмотрено ежедневное заполнение отчетов о проделанной работе за день, а предоставление отчетов руководителю – каждую пятницу, но работник заполняет отчеты от случая к случаю, однако в пятницу сдает все);
  • нарушения других локальных нормативных актов (например, инструкции по охране труда, даже если это не привело к трагическим последствиям);
  • причинение материального ущерба (например, утрата, недостачи или незаконное расходование материальных средств);
  • превышение права, причиняющего ущерб другим работникам (например, самостоятельная смена работником сетевых настроек пользователя на своем рабочем компьютере либо самовольная установка программного обеспечения);
  • злоупотребление правом (например, сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы, систематическое нарушение правил внутреннего трудового распорядка сотрудником, имеющим гарантии при расторжении трудового договора).

Но этот проступок должен быть в первую очередь обнаружен. Днем обнаружения проступка можно считать день, когда должностному лицу стало известно о совершенном проступке. Причем согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» это должностное лицо, «которому по работе (службе) подчинен работник» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 22).

Следовательно, при выявлении нарушения трудовой дисциплины работник, обнаруживший данный факт, обязан оповестить руководство о происшествии. Целесообразно оговориться, что сотрудник должен оповестить сначала своего непосредственного...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений

Рассказываем, что должно быть в приказе и как можно его изменить или отменить. Что должен включать корректирующий приказ. Поясняем, в чем разница между признанием приказа утратившим силу и его аннулированием. В каких случаях формулировка приказа должна включать прямое указание на отмену им другого приказа. Разбираем на конкретных примерах, когда возможно аннулирование трудового договора и издание приказа об этом. Даем рекомендации, как оформить изменение приказа о приеме на работу и каким образом отменить приказ об увольнении по соглашению сторон. Узнаете и об отмене приказа об увольнении по решению суда. Получите готовые образцы разных приказов и соглашений, а также отдельные формулировки для них, которые понадобятся в сложных ситуациях.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.